Урок "Война прошла по их судьбе..."

1, село Талицы, Вологодская область, с. Талицы
1941  — 1945 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1529_0.doc   Скачать: 1529_1.jpg   Скачать: 1529_2.jpg  

Автор - Фуркова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания БОУ КМР "Талицкая СШ" Кирилловского района Вологодской области.

Тип урока: интегрированный урок истории и краеведения, совмещенный с классным часом для учеников 4 класса.

Форма урока: проектно-исследовательский

Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», копии карты «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» для раздачи на столы ученикам, флажки для установки на карте, изображения красных и белых гвоздик, лист со стеблями для рефлексии, документы и материалы школьного Зала Боевой Славы, проектные работы учащихся, аудиокассета с песнями военных лет.

Цели:

Образовательные:

- Повторить основные события Великой Отечественной войны, узнать об участии в них наших земляков.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к подвигу советских людей в годы войны, к ветеранам, труженикам тыла, детям войны

- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, расширять кругозор;

- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;

- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.

Подготовительный этап

Распределение учащихся на творческие группы, определение тем исследования и подготовки экскурсий.

Консультация по содержанию выбранных тем и по работе с материалами школьного музея.

Организация сбора обучающимися школы материалов на тему «Война в истории моей семьи» для оформления рукописной книги.

Ход урока

Вводное слово учителя:

Ребята, наш сегодняшний урок мы проводим необычно: каждый из вас сегодня станет экскурсоводом по нашему Залу Боевой Славы, причем не только для одноклассников, но и для приглашенных учеников 4 класса, которые очень хотят узнать побольше о войне, о роли в ней наших земляков – таличан. Четвероклассники тоже готовились к нашей встрече – они приняли активное участие в создании рукописной книги «Война в истории моей семьи» и будут дополнять ваши экскурсионные лекции рассказами о своих родственниках. А еще все вы разделены на 4 смешанные группы: по 2 старшеклассника и по 3-4 четвероклассника в каждой. Для групп задание такое: установить флажки на карте там, где воевали наши земляки и заполнить таблицу:

ФИО участника войны

Его боевой путь

Крупные сражения, в которых он принимал участие.

     

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 .Первый период войны – 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.

Включает песню «Священная война» Со словами этой великой песни связано начало войны, её первый период.

(?) – Какие события вошли в этот период?

(?) Как же встретили начало войны наши земляки?

Старшеклассники отвечают на вопрос учителя:

- летне-осенняя компания 1941 г. (22 июня–4 декабря): Ленинградская оборонительная операция, Смоленское сражение, Киевская оборонительная операция, Московская стратегическая оборонительная

- зимняя компания 1941-1942 гг, (5 декабря 1941 г. - 30 апреля 1942 г.)

- летне-осенняя компания 1942 г. (1 мая–18 ноября): Керченская оборонительная операция, Сталинградская битва (оборонительная)

В первом периоде проведено более 30 крупных стратегических операций в основном оборонительных. Главный итог периода: стратегическая оборона, разгром войск противника под Москвой, провал плана молниеносной войны (плана «Барбаросса»)

Старшеклассники помогают четвероклассникам найти отражение этих событий на карте.

Старшеклассники рассказывают, используя стенды Зала Боевой Славы:

  1. Учителя – участники войны: Зонтов А.Е. (1941-46 гг.), Иванов В.М. (1941-45гг.), Носов А.В. (1941-43гг.), Мартьянов В.А. (1941-46 гг.), Ермаков И.И. (1941-46 гг.): вернулись с войны и продолжили педагогическую деятельность . Кургузов П.А. и Бриллиантов В.Н погибли.
  2. Рассказ о Герое Советского Союза Лелекове А.М., о его участии в Сталинградской битве.
  3. Рассказ о Чучине И.Г., летчике, пенсионере, который был в 1941 году назначен начальником военного аэродрома.
  4. Рассказ о Ганичеве П.И., участнике битвы под Москвой.
  5. Рассказ о Калабине П.И., участнике обороны Ленинграда

Четвероклассники с помощью старшеклассников во время рассказов заполняют таблицу и расставляют флажки в местах сражений 1 этапа, в которых приняли участие наши земляки, рассказывают о своих родственниках, которые были призваны на фронт в этот период.

2. Второй период войны (19 ноября 1942 г. – 31 декабря 1943 г.)

Включает песню «Сталинград»

(?) – Какие события вошли в этот период?

(?) В каких событиях 2 этапа войны приняли участие наши земляки?

Старшеклассники отвечают на вопрос учителя:

- зимняя компания 1942-1943 гг: Сталинградская стратегическая наступательная операция «Уран», Воронежско-Харьковская наступательная, Харьковская оборонительная операция.

- летне-осенняя компания 1943 г. (1 июля-31 декабря): Курская стратегическая оборонительная, («Цитадель» нем.), Орловская стратег. наступательная - «Кутузов», Белгородско-Харьковская наступательная - «Румянцев», Смоленская наступательная - «Суворов», Киевская наступательная, Керченская десантная операция.

В течение периода было проведено 26 крупных операций, из которых 23 наступательных. В этом периоде произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Старшеклассники помогают четвероклассникам найти отражение этих событий на карте.

Старшеклассники по своим исследовательским работам рассказывают об участии таличан в указанных событиях, помогают младшим заполнять таблицу и делать отметки на карте. Младшие рассказывают о своих родственниках – участниках событий.

3 .Третий период войны (1 января 1944 г. - 9 мая 1945 г.)

Включает песню «»

(?) – Какие события вошли в этот период?

(?) В каких событиях 2 этапа войны приняли участие наши земляки?

Старшеклассники отвечают на вопрос учителя:

- зимне-весенняя кампания 1944 г. (1 января-31 мая): Днепровско - Карпатская наступательная, Крымская наступательная, Ленинградско-Новгородская наступательая,

- летне-осенняя кампания 1944 г. (1июня-31 декабря): Белорусская стратег. наступательная «Багратион», Ясско-Кишенёвская, Прибалтийская наступательная.

- зимнее – весенняя кампания 1944-45 гг.: Освобождение Европы, Берлинская операция.

Проведено 34 крупных наступательных операции. Главный итог периода: разгром фашистского блока, изгнание врага за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы ,полный крах Германии и ее безоговорочная капитуляция.

Старшеклассники помогают четвероклассникам найти отражение этих событий на карте.

Старшеклассники по своим исследовательским работам рассказывают об участии таличан в указанных событиях, помогают младшим заполнять таблицу и делать отметки на карте. Младшие рассказывают о своих родственниках – участниках событий.

4. Выполнение союзнических обязательств, участие в боях с японцами. (июнь – сентябрь 45 гг.)

В этом периоде войны тоже участвовали таличане. Расскажите о них.

Рассказ о Волкове В.И., Лелекове А.М., Мартьянове В.А. Завершение работы над таблицей и картой.

  1. Жизнь в тылу.

Читает стихотворение «Вспомним, товарищ, как в годы военные» (Б. Аксёнов)

(?) Ребята, о чем сейчас пойдет разговор?

Послушаем нашего экскурсовода.

Ученики отвечают: «О тружениках тыла, о детях войны»

Рассказ о детях войны, которые впоследствии стали учителями.

Рассказ о колхозниках, трудившихся в годы войны.

  1. Заключительный этап.

Четвероклассники, посмотрите на результаты своего труда на уроке. Какие выводы вы можете сделать, глядя на них?

Дети отвечают: наши земляки принимали участие почти во всех великих сражениях Великой отечественной войны, мы можем гордиться нашими земляками, должны их помнить и уважать.

  1. Рефлексия

У вас на партах лежат изображения красных и белых гвоздик и лист с нарисованными стеблями. Если вам понравилась сегодняшняя экскурсия, то прикрепите к ним красные гвоздики, если вам захотелось узнать еще больше о роли наших земляков в Победе – прикрепите белые. (Можно прикрепить обе)

Дорогие старшеклассники, видите, сколько белых гвоздик в букетах? О чем это говорит?

Дети создают «букеты» и показывают их.

Ученики отвечают: «Такие мероприятия нужно проводить чаще, нужно продолжить работу по сбору материалов для Зала Боевой Славы, продолжить создание рукописной книги «Война в истории моей семьи», провести экскурсии для других классов школы в рамках общешкольной акции «Мы встречаем День Победы!»

Спасибо всем за работу на уроке!!

 

29.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016