Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Автор - Фуркова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания БОУ КМР "Талицкая СШ" Кирилловского района Вологодской области.
Тип урока: интегрированный урок истории и краеведения, совмещенный с классным часом для учеников 4 класса.
Форма урока: проектно-исследовательский
Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», копии карты «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» для раздачи на столы ученикам, флажки для установки на карте, изображения красных и белых гвоздик, лист со стеблями для рефлексии, документы и материалы школьного Зала Боевой Славы, проектные работы учащихся, аудиокассета с песнями военных лет.
Цели:
Образовательные:
- Повторить основные события Великой Отечественной войны, узнать об участии в них наших земляков.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к подвигу советских людей в годы войны, к ветеранам, труженикам тыла, детям войны
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, расширять кругозор;
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
Подготовительный этап
Распределение учащихся на творческие группы, определение тем исследования и подготовки экскурсий.
Консультация по содержанию выбранных тем и по работе с материалами школьного музея.
Организация сбора обучающимися школы материалов на тему «Война в истории моей семьи» для оформления рукописной книги.
Ход урока
Вводное слово учителя:
Ребята, наш сегодняшний урок мы проводим необычно: каждый из вас сегодня станет экскурсоводом по нашему Залу Боевой Славы, причем не только для одноклассников, но и для приглашенных учеников 4 класса, которые очень хотят узнать побольше о войне, о роли в ней наших земляков – таличан. Четвероклассники тоже готовились к нашей встрече – они приняли активное участие в создании рукописной книги «Война в истории моей семьи» и будут дополнять ваши экскурсионные лекции рассказами о своих родственниках. А еще все вы разделены на 4 смешанные группы: по 2 старшеклассника и по 3-4 четвероклассника в каждой. Для групп задание такое: установить флажки на карте там, где воевали наши земляки и заполнить таблицу:
ФИО участника войны |
Его боевой путь |
Крупные сражения, в которых он принимал участие. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 .Первый период войны – 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. |
Включает песню «Священная война» Со словами этой великой песни связано начало войны, её первый период. (?) – Какие события вошли в этот период? (?) Как же встретили начало войны наши земляки? |
Старшеклассники отвечают на вопрос учителя: - летне-осенняя компания 1941 г. (22 июня–4 декабря): Ленинградская оборонительная операция, Смоленское сражение, Киевская оборонительная операция, Московская стратегическая оборонительная - зимняя компания 1941-1942 гг, (5 декабря 1941 г. - 30 апреля 1942 г.) - летне-осенняя компания 1942 г. (1 мая–18 ноября): Керченская оборонительная операция, Сталинградская битва (оборонительная) В первом периоде проведено более 30 крупных стратегических операций в основном оборонительных. Главный итог периода: стратегическая оборона, разгром войск противника под Москвой, провал плана молниеносной войны (плана «Барбаросса») Старшеклассники помогают четвероклассникам найти отражение этих событий на карте. Старшеклассники рассказывают, используя стенды Зала Боевой Славы:
Четвероклассники с помощью старшеклассников во время рассказов заполняют таблицу и расставляют флажки в местах сражений 1 этапа, в которых приняли участие наши земляки, рассказывают о своих родственниках, которые были призваны на фронт в этот период. |
2. Второй период войны (19 ноября 1942 г. – 31 декабря 1943 г.) |
Включает песню «Сталинград» (?) – Какие события вошли в этот период? (?) В каких событиях 2 этапа войны приняли участие наши земляки? |
Старшеклассники отвечают на вопрос учителя: - зимняя компания 1942-1943 гг: Сталинградская стратегическая наступательная операция «Уран», Воронежско-Харьковская наступательная, Харьковская оборонительная операция. - летне-осенняя компания 1943 г. (1 июля-31 декабря): Курская стратегическая оборонительная, («Цитадель» нем.), Орловская стратег. наступательная - «Кутузов», Белгородско-Харьковская наступательная - «Румянцев», Смоленская наступательная - «Суворов», Киевская наступательная, Керченская десантная операция. В течение периода было проведено 26 крупных операций, из которых 23 наступательных. В этом периоде произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Старшеклассники помогают четвероклассникам найти отражение этих событий на карте. Старшеклассники по своим исследовательским работам рассказывают об участии таличан в указанных событиях, помогают младшим заполнять таблицу и делать отметки на карте. Младшие рассказывают о своих родственниках – участниках событий. |
3 .Третий период войны (1 января 1944 г. - 9 мая 1945 г.) |
Включает песню «» (?) – Какие события вошли в этот период? (?) В каких событиях 2 этапа войны приняли участие наши земляки? |
Старшеклассники отвечают на вопрос учителя: - зимне-весенняя кампания 1944 г. (1 января-31 мая): Днепровско - Карпатская наступательная, Крымская наступательная, Ленинградско-Новгородская наступательая, - летне-осенняя кампания 1944 г. (1июня-31 декабря): Белорусская стратег. наступательная «Багратион», Ясско-Кишенёвская, Прибалтийская наступательная. - зимнее – весенняя кампания 1944-45 гг.: Освобождение Европы, Берлинская операция. Проведено 34 крупных наступательных операции. Главный итог периода: разгром фашистского блока, изгнание врага за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы ,полный крах Германии и ее безоговорочная капитуляция. Старшеклассники помогают четвероклассникам найти отражение этих событий на карте. Старшеклассники по своим исследовательским работам рассказывают об участии таличан в указанных событиях, помогают младшим заполнять таблицу и делать отметки на карте. Младшие рассказывают о своих родственниках – участниках событий. |
4. Выполнение союзнических обязательств, участие в боях с японцами. (июнь – сентябрь 45 гг.) |
В этом периоде войны тоже участвовали таличане. Расскажите о них. |
Рассказ о Волкове В.И., Лелекове А.М., Мартьянове В.А. Завершение работы над таблицей и картой. |
|
Читает стихотворение «Вспомним, товарищ, как в годы военные» (Б. Аксёнов) (?) Ребята, о чем сейчас пойдет разговор? Послушаем нашего экскурсовода. |
Ученики отвечают: «О тружениках тыла, о детях войны» Рассказ о детях войны, которые впоследствии стали учителями. Рассказ о колхозниках, трудившихся в годы войны. |
|
Четвероклассники, посмотрите на результаты своего труда на уроке. Какие выводы вы можете сделать, глядя на них? |
Дети отвечают: наши земляки принимали участие почти во всех великих сражениях Великой отечественной войны, мы можем гордиться нашими земляками, должны их помнить и уважать. |
|
У вас на партах лежат изображения красных и белых гвоздик и лист с нарисованными стеблями. Если вам понравилась сегодняшняя экскурсия, то прикрепите к ним красные гвоздики, если вам захотелось узнать еще больше о роли наших земляков в Победе – прикрепите белые. (Можно прикрепить обе) Дорогие старшеклассники, видите, сколько белых гвоздик в букетах? О чем это говорит? |
Дети создают «букеты» и показывают их. Ученики отвечают: «Такие мероприятия нужно проводить чаще, нужно продолжить работу по сбору материалов для Зала Боевой Славы, продолжить создание рукописной книги «Война в истории моей семьи», провести экскурсии для других классов школы в рамках общешкольной акции «Мы встречаем День Победы!» |
Спасибо всем за работу на уроке!! |
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости