Пусть имя героя вечно живёт

4, проспект 50 лет Октября, д.20, Самарская область, Сызрань
2016  — 2017 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать материалы к истории
Скачать: 1578_0.JPG   Скачать: 1578_1.JPG   Скачать: 1578_2.JPG  

Подготовила: Учитель ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань Самарской области, руководитель проекта Назаркина Татьяна Игоревна

Цель: историческое и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи:

- сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, со­действие проявлению заинтересованности в из­учении исторического наследия своей Родины;

- воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну и свой город.

Подготовительный этап

Урок « Пусть имя героя вечно живёт» раскрывает жизненный путь и послужной список героя Советского Союза Левина Д.П., чьё имя присвоено нашей школе в 2015г. В течение 2016-2017 учебного года группа активистов изучала биографию героя. Ребята познакомились с документальными источниками, которые хранятся в Краеведческом музее г.о. Сызрань, посетили с. Дмитриевка, где родился Д.П.Левин и сохранились воспоминания одноклассников, односельчан; получили информацию из архивов музея ЧВВМУ им. Нахимова. Полученные материалы легли в основу новой экспозиции «Имя героя» в музее Боевой Славы 22 отдельного батальона ВНОС в ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань и в основу содержательной части урока.

Возраст: учащиеся 4-9 класса

Место проведения: щкольный музей Боевой Славы 22 ОБ ВНОС ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань.

Оборудование: экспозиция музея, мультимедийный проектор, экран, музыка, презентация.

Содержательная часть

Урок мужества «Пусть имя героя вечно живёт»

Учитель: Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает.

Ученик1: А может, нам о них забыть Опять война, Опять блокада..

Я слышу иногда: “Не надо, Не надо раны бередить.

Ученик 2 :Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне”.

Ученик 1: И может показаться: Правы И убедительны слова.

Ученик 3: Но даже если это правда, Такая правда -Не права!

Ученик 4: Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы!

Ученик 3: Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она как сила нам нужна…

Учитель : Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на того, кто в камне с высоты своего обелиска смотрит на нас, кто отдал за нас свою жизнь и свою молодость.

К портрету подходит один ученик.

Ученик: Мы стоим в школьном музее перед фотографией Д.П.Лёвина. Мы вглядываемся в его лицо. Каким он был? Чем увлекался? Интересно, кем бы он стал?

(Слайд №1) .Родился Митя Лёвин 25 октября 1920 г. в селе Дмитриевка. В небольшом, глиной обмазанном домике, глядевшим на свет крошечными оконцами, ютилась многодетная (6 детей) семья Лёвиных. Жили бедно, голодали. Родители, как ни старались, не могли вытащить семью из нищеты. (Слайд №2, мр3) На школьной фотографии 1932 г два десятка выпускников Дмитриевской начальной школы. В центре –слева от директора Митя Лёвин в светлой аккуратной рубашке и холщовых штанишках. Митя рос тихим, не по-детски серьёзным мальчиком.

К экрану подходит второй ученик в образе Д.П.Левина в морской одежде.

Левин Д.П.:(Слайд №3) Я всегда любил порядок во всём: в одежде, в тетрадках. Поэтому во втором классе смастерил из остатков фанеры небольшой чемоданчик, чтобы тетрадки и книжки не мялись. И вообще, я любил мастерить. Как-то увидел велосипед, чудо техники. Решил с мальчишками сделать такой же. Помню, как упрашивал кузнеца деда Мардарьева выковать ступицу и звёздочку. Велосипед хоть вышел и корявенький, но зато ездил.

Ученик:(Слайд №4) В 1931г отец П.С.Лёвин уезжает в Сызрань на заработки и забирает туда всю семью. Здесь Митя заканчивает семилетку в школе №1 г. (сегодня лицей №1 г.о. Сызрань) Учился Митя на «хорошо» и «отлично» Из класса в класс переходил с похвальными грамотами. А жили Лёвины на другом конце города.

Лёвин Д.П.: Бывало, спросит меня мама: Не обижают тебя городские мальчишки? А я в ответ: «У меня здесь все товарищи».

Ученик:(Слайд №5) Однажды сын сказал матери, Марии Михайловне, что хочет стать моряком.

Лёвин Д.П.:(Слайд №6) Тогда мама не отнеслась серьёзно к моим словам, а вот старший брат Василий, когда уходил в армию, посоветовал проситься на флот, когда придёт время моего призыва.

Ученик:(Слайд №7) В 1937 г. Дмитрия Лёвин экстернатом сдал экзамены за курс средней школы и добровольно ушёл в армию. Учитывая личное пожелание новобранца, отличные оценки в аттестате и физическое здоровье его направили в Черноморское высшее военно-морское училище в Ростове-на-Дону. Войну Дмитрий Левин встретил в звании лейтенанта, командиром стрелкового взвода 8 бригады Черноморского флота.

Лёвин Д.П.:(Слайд №8,мр3) Фашисты неожиданно быстро для всех продвинулись вглубь страны. Были взяты Киев, Минск, Смоленск, блокирован Ленинград. К середине осени мы уже дрались с фашистами в Крыму, обороняя Севастополь.

Ученик: Из послужного списка Д.П.Левина:«Участвовал в боевых операциях по обороне Севастополя с 1 ноября по 6 декабря 1941г. в качестве командира 4-го батальона 8-й особой бригады. В бою получил сквозное пулевое ранение в левый бок и контузию головы от разрыва вражеской мины. Награжден медалью «За оборону Севастополя». (Слайд №9) Подлечившись в госпитале г. Сочи после ранения, лейтенант Левин возвращается в строй и назначается командиром 1-го дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилии.

Лёвин Д.П.:(Слайд №10) Мой 112-ый бронекатер был изготовлен по проекту 1124. Судно небольшое, но быстрое. Позволяет скрытно подходить к берегу, выполнять задачи по высадке десанта, а башенные орудия способны подавить огневые точки противника на берегу.

Ученик: Лейтенант Д.Левин провёл более десятка морских сражений с превосходящими силами врага и всегда выходил победителем. На счету катера, которым командовал Герой Сов. Союза Левин – четыре потопленных катера, разбита и подожжена самоходная баржа, уничтожено более десятка вражеских огневых точек, два прожектора с прислугой.

Лёвин Д.П.:(Слайд №11) Во время боёв за Керченский полуостров я получил задачу дивизионом в составе двух катеров провести разведку боем. Мы подошли к берегу ночью и решили заманить противника, открыли пулеметный огонь, чтобы нас обнаружили. Немцы бросились за нами, но нам удалось манёвром и огнём потопить два вражеских корабля. В эту ночь нам везло. Возвращаясь с задания, мы встретились с хорошо вооружённой немецкой баржей типа «Зоббель» и потопили её.

Ученик:(Слайд №12) За этот бой был награжден орденом Красного Знамени. А через два месяца, 18 сентября 1943 года, контр-адмирал С.Горшков, командующий Азовской военной флотилией, подписывает новый приказ: «За образцовое выполнение боевых приказов, за проявленные отвагу и мужество в боях с немецкими захватчиками наградить орденом Красной Звезды...». (Слайд №13) Д.Левин был награждён этим орденом за успешные действия вл время проведения десантной операции по освобождению г. Мариуполя.

Лёвин Д.П.:(Слайд №14, мр3)Здравствуй, многоуважаемая мама. Шлю я тебе чисто сердечный привет и желаю(Слайд №15)всего хорошего в твоей жизни, ещё шлю свой чисто сердечный привет сестрице Лиле и желаю всего хорошего в жизни и на работе, а также шлю привет племяннице Лиде и желаю ей расти радостной и счастливой.

(Слайд №16)Узнал, что из нашей семьи враг вырвал любимого брата Ивана под Сталинградом. Мама, очень прошу тебя, чтобы ты сильно не расстраивалась. Береги себя.

(Слайд №17)Узнал, что вы с 1 января 1943 года по аттестату деньги не получаете. В этом письме посылаю справку насчёт этого.В первую очередь спешу сообщить, что я в настоящий момент жив и здоров и того вам желаю.

(Слайд №18)Пока писать больше нечего. Как разгромим ненавистного врага, возможно, встретимся, если останусь жив. Ваш сын Дмитрий Павлович Левин.

Гурьев главпочтамп до востребования.

Ученик: Ровные строчки убористого текста. В письме ни слова, ни намёка на опасности, невзгоды, смертельный риск, которому он постоянно подвергался. А ведь позади жестокие бои, ранения, контузия. Он верил в победу их встречу. Во всяком случае старался вселить надежду на неё своим близким. Он сделал все для Победы. Только вот себя не уберёг. Они не встретятся. Вскоре геройски погибнет и второй сын Левиных.

Лёвин Д.П.:(Слайд №19) В ночь со 2 на 3 ноября 1943 г. мы подошли к берегу Керченского пролива на участке Глейки — Жуковка. Неожиданно налетела немецкая авиация. Мы продолжали прикрывать огнём своего катера переправляющихся десантников. (Слайд №20) От разрывов снарядов кипела вода. На 112-ом появились убитые и раненые.

Ученик: Осколками бомбы, разорвавшейся рядом с палубой, Дмитрий Павлович был поражен в голову и погиб. (Слайд №21-23) За высочайшее мужество и исключительный героизм, проявленные в боях с врагом, 22 января 1944 года Д.П.Левину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Лёвин Д.П.:(Слайд №24) Он прожил 23 года, но навечно оставил память о себе как верный сын Родины-Матери.

Ученик:(Слайд №25-26) Его имя носят улицы в городе Сызрани Самарской области и селе Дмитриевка Радищевского района Ульяновской области,

Лёвин Д.П.:(Слайд №27-28) музей боевой славы в МОУ Дмитриевской средней общеобразовательной школе, рыболовный траулер и буксирный пароход речного флота.

Ученик:(Слайд №29-30) 8 марта 1990 года приказом МО СССР имя Героя Советского Союза лейтенанта Д.П.Левина навечно занесено в списки Черноморского военно-морского училища имени Нахимова. Отныне ежедневно на вечерней поверке имя героя будет звучать в прославленной Черноморской кузнице офицерских кадров, той самой, что отправила своего питомца в бессмертие.

Лёвин Д.П.:(Слайд №31) Он прожил всего 23 года, не успел даже создать семью, поэтому прямых потомков нет. Но сегодня все мы — его дети...

Лёвин Д.П: Я уверен - когда-нибудь сбудется это: вся Земля превратится в собрание добрых друзей, о войне позабудет усталая наша планета и последнюю пушку сдадут во всемирный музей.

Ученик: А потом, через долгие-долгие сроки, встанет новая юность, сильна и стройна... И учитель не сможет на самом обычном уроке объяснить, что такое "ВОЙНА" .

Ученик 5: Мы даем клятву, что будем помнить героев, погибших на фронтах второй мировой.

Ученик 6: Это наша вера, гордость, совесть, долг.

Ученик 7: На руках всего 10 пальцев. Школа нас учит считать от одного до десяти

(ребята говорят и поднимают плакаты со словами)

Ученик 8: Земля. Мир.

Ученик 9: Школа. Родина.

Ученик 10: Мама. Птицы.

Ученик 11: Небо. Звезды.

Ученик 12: Мечты. Жизнь.

Ученик 9: А во время войны бойцы считали:

- подбитые самолеты и сожженные танки

Ученик 10: Освобожденные города и сёла

Ученик 11: Слезы матерей и любимых

Ученик 7: Шаги от дома до Берлина

Ученик 8: Дни от начала войны до Победы

Ученик 6: Считали погибших своих товарищей, сначала до десяти, потом до сотни, после до тысячи

Ученик 12: До 27 миллионов досчитали.

Ученик 8: Они считали для того, чтобы мы сейчас жили в мире.

Объявляется минута молчания

Звучит песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»

Учитель: Дети, хочется, чтобы вы стали достойными наследниками наших славных горожан своих героев, чтобы дорожили завоёванным и созданным старшими поколениями миром. И самое главное, надо помнить каждому, что Родина - это твоя колыбель, твой дом, очаг твоего счастья. Это земля твоих предков, на которой пролито много крови и пота. Надо быть готовым к её защите. Каждому из вас, мальчики и девочки, надо всегда помнить: «… у меня две специальности: первая – то ли механик, водитель, врач, учитель, агроном, животновод, писатель, а вторая у всех одна и та же – (какая?) защитник Родины. Да, есть такая профессия – Родину защищать.

Участники урока мужества возлагают цветы к мемориальной доске с именем Героя Советского Союза Д.П.Левина, рассматривают экспонаты в музее.

30.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016