Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
9 класс
Тема урока: СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
Цели урока:
Понимать:
•античеловеческую сущность фашизма,
•характер войны,
•источники и причины победы советского народа.
Знать:
•даты основных событий;
•основные термины и понятия.
Уметь:
•описывать события, сражения, битвы;
•структурировать полученные знания;
•формулировать суть дискуссии о причинах победы советского народа;
•формулировать выводы об итогах войны;
•использовать знания в самостоятельной деятельности;
•выражать своё отношение к событиям того времени.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Форма урока: урок-лекция с элементами дискуссии.
План урока:
I . Организационный момент
II. Актуализация знаний по предыдущей теме «Коренной перелом в ходе войны»
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I . Организационный момент
Учитель проверяет, все ли ученики готовы к уроку, включает проектор.
Затем учитель озвучивает эпиграф и дает задание ученикам на урок.
Эпиграф: «Война сложна, темна и густа как непроходимый лес. Она непохожа на ее описание, она проще и сложнее».
Илья Эренбург
Задание на урок: Определите причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
II. Актуализация знаний по теме «Коренной перелом в ходе войны»
1.Рассказ учителя.
К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.
Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).
Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.
Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР.
Рассказ учителя сопровождается показом слайда 5 презентации.
2. Самостоятельная работа учеников с текстом из презентации.
Задание ученикам: рассмотрите слайд 6 и выпишите в тетрадь основные направления «десяти сталинских ударов».
III. Изучение нового материала.
Учитель дает задание ученикам: рассмотрите слайд 7 презентации и дайте ответ на вопросы:
- какую особенность этой военной операции вы можете назвать?
- кто помогал советской армии? (актуализация материала пройденной
темы «Советский тыл в Великой Отечественной войне»)
Правильные ответы:
- главный удар был нанесен в неожиданном для противника направлении;
- советской армии помогали белорусские партизаны
2. Подвиг Василия Ивановича Загороднева.
Задание ученикам: рассмотреть слайд 8 презентации и дать ответы на вопросы:
- какой подвиг совершил наш земляк Василий Иванович Загороднев?
- какой ценой советской армии досталась победа только в этом одном сражении?
- как увековечена память Василия Ивановича Загороднева?
Рассказ учителя о результатах «десяти сталинских ударов».
В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.
Фронтальный опрос учеников: «Насколько эффективными были «Десять сталинских ударов»? Какие результаты они принесли?
Допустимы различные ответы на вопрос, главное – формирование собственной точки зрения ученика.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: давайте вернемся к заданию на урок.
Фронтальный опрос учеников: определите причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
Правильные варианты ответов:
– героизм и сплоченность народа.
– окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.
– единство фронта и тыла
- чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.
– героическая борьба партизанских соединений и подполья.
– жестко централизованная экономика СССР.
Демонстрация слайда 9 презентации для наглядного представления об итогах войны.
V. Домашнее задание.
Ученики открывают дневники. Учитель сообщает под запись домашнее задание
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости