Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, исследовательская, фронтальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал (документы, рабочие листы, фотоиллюстрации), презентация по теме.
Ожидаемые предметные результаты обучения: Объяснять, какие изменения произошли в экономике и социальной сфере Челябинска в начале XX в. Применять знания, полученные из курса всеобщей истории о промышленном перевороте. Определять значение реформ С.Ю.Витте для развития города. Используя дополнительную литературу, составлять исторический портрет одного из челябинских предпринимателей. Устанавливать связь между социально-политическими преобразованиями в стране и её экономическим развитием. Объяснять значение слов “ворота в Сибирь”.
Ожидаемые метапредметные результаты обучения: Составлять синхронистическую таблицу “История Южного Урала в истории России”. Составлять описание отдельных памятников архитектуры на основе иллюстраций. Использовать данные статистических источников, карты и иллюстрации при изучении экономического развития города. Строить свой ответ в соответствии с логической схемой тезис – аргументы – факты – выводы. Применять экономические понятия в новых условиях; составлять тезисы своего ответа. Изучать вопросы экономического и социального развития города на основе комплексного анализа данных тематической карты (учебные тексты), статистики, фотодокументов;
План урока:
1 | Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | 3 мин. |
2 | Выдвижение версий. | 4 мин. |
3 | Актуализация знаний. Планирование деятельности. | 3 мин. |
4 | Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 20 мин. |
5 | Выражение выхода из проблемной ситуации. | 4 мин. |
6 | Применение нового знания. | 8 мин. |
7 | Домашнее задание. Подведение итогов. | 3 мин. |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания | ||||||||||||
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы | Предлагает ознакомиться с документами.
1. “...Вплоть до 1890-х годов город, находясь в стороне от железных дорог, являл собой типичный образец самого захолустного степного городишка с 5 тысячами жителей. Целые кварталы занимали пустыри, поросшие бурьяном. А большинство обывательских домов были жалкие хибарки с 2-3 оконцами...” В.А.Весновский. Весь Челябинск и его окрестности. Справочник. 1909. 2. “...Челябинск – город с будущностью, город, развивающийся с чисто американской быстротой. Торговые обороты Челябинска растут не по дням, а по часам. И через небольшой промежуток времени он несомненно будет играть серьёзную роль в деле торгового обмена между западом и востоком России” Из путевых записок Г.Быстренина. 1909. |
Что такое модернизация? Дайте определение понятию промышленный переворот. Какое экономическое событие могло дать городу шанс вырваться вперёд в своём развитии?
Ученики знакомятся с документами. Отвечают на вопросы. |
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 5. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты, фото, таблицы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Коммуникативные УУД 1.Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Формирование оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем мире и в отношениях с другими; 2. Формирование мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности. |
||||||||||||
II. Выдвижение версий | О Челябинске конца 19 – начала 20 столетия современники отзывались по-разному. Кто-то писал, что это грязный заштатный городишко. А другие уже тогда считали, что Челябинску уготовано большое будущее. К примеру, Виктор Весновский, краевед, журналист, непосредственный участник многих событий того времени писал: “Несмотря на все недочеты городского благоустройства, нельзя не верить, что Челябинск – город с будущностью, город, развивающийся с чисто американской быстротой. Нахлынувшая новая жизнь и новые люди принесли с собой и запросы на культуру, на просвещение. Есть богатая здоровая почва, на которой может расцвести настоящая промышленность и плодотворная торговля”. | Каким вы представляете себе Челябинск на рубеже веков? Находился ли он на обочине российской жизни или давал жителям города возможности для реализации личных устремлений?
Предлагают свои версии. |
|||||||||||||
III. Актуализация знаний | Рубеж ХIХ-ХХ веков стал переломным моментом в развитии Челябинска: из военно-крепостного поселения он превратился в индустриальный центр с развитой системой торговли и промышленности. Кардинально изменилась экономическая, политическая и социальная сторона жизни горожан в этот период. Полученные знания будут способствовать формированию более полной картины общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни нашего города, Южного Урала и России. Ставит задачи урока, выявляя познавательный интерес учеников.
Задачи урока: 1) Характеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ-ХХ веков. 2) Соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте. |
Ученики могут дополнить, что их интересует ещё, кроме задач, поставленных учителем. Что вам интересно узнать о Челябинске начала 20 века? |
|||||||||||||
Планирование деятельности | Среди государственных деятелей было несколько личностей реформаторского склада, которым удалось провести ряд значительных социально-экономических мероприятий и оставить заметный след в истории России. К числу таких деятелей можно отнести Сергея Юльевича Витте (1849-1915), талантливого финансиста, реформатора и организатора экономики. Этапы нашего знакомства с историей Челябинска на рубеже веков будут соотнесены с основными направлениями реформаторской деятельности этого государственного деятеля. | Какие реформы проводил С.Ю. Витте? Каковы их итоги?
Отвечают на вопросы. |
|||||||||||||
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Учитель выдвигает позиции.
Одной из главных заслуг С.Ю. Витте была стабилизация финансовой системы страны. Дело в том, что к 1890-м годам эта система была почти полностью расстроена, бумажные деньги были неустойчивыми вследствие их необеспеченности, их курс постоянно снижался, золотые и серебряные деньги практически исчезли из обращения. В стране существовала высокая инфляция, которая была выгодна крупным землевладельцам, вывозящим хлеб на внешний рынок за золото. Для молодой российской буржуазии, напротив, инфляция создавала большие трудности в их деятельности. 2. Особую заботу проявлял С.Ю.Витте о железнодорожном строительстве. Только за один 1898 год в стране было построено почти три тысячи верст железнодорожных путей, всего же за годы его службы на посту министра финансов протяженность железных дорог увеличилась на 25 тысяч верст. При его непосредственном участии было возобновлено строительство Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока, которое было отложено до него из-за нехватки средств. За 10 лет в строительство железных дорог была вложена сумма, соответствующая более чем двум среднегодовым национальным доходам страны. Одновременно с укладкой рельсов вдоль магистрали строились промышленные предприятия, развивались старые и возникали новые города. 3. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Витте, безусловно, был человеком, идущим на шаг вперед своего времени. Он целенаправленно двигался к поставленной перед собой цели: за 10 лет вывести Россию, бывшую на ту пору отсталой по сравнению с другими державами, в мировые лидеры. И надо сказать, что во многом это ему удалось. Темпы экономического роста позволили России догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. |
Ученики подкрепляют позиции, пользуясь источниками. 1. Работа с текстом “Финансы и капитал” (см. Приложение 1)
Ученики знакомятся с текстом. Выполняют задание, отвечают на вопросы. Охарактеризуйте банковскую систему Челябинска начала 20 века. Приведите пример связи финансового и торгового капитала в городе. Кто такой челябинский предприниматель? 2. Работа с текстом “Ворота в Сибирь” (см. Приложение 2) Ученики знакомятся с текстом. Выполняют задание, отвечают на вопросы, используя фотоиллюстративный материал (см. Приложение фото Златоуст и Челябинск) Какие факторы способствовали принятию решения прокладки Великой трансматериковой магистрали? Какую роль выполнял железнодорожный узел Челябинск в России? Какие части империи он связывал? Как связаны приход в город железной дороги и рост населения Челябинска? 3. Работа с текстом “Экономический бум в Зауралье” (см. Приложение 3) Ученики знакомятся с текстом. Выполняют задание, отвечают на вопросы. Можно ли утверждать, что в Челябинске завершился промышленный переворот? Коммерческие предприятия и учреждения какого направления преобладали в центре Зауралья? Какая главная, на ваш взгляд, причина строительного бума в городе? |
|||||||||||||
V. Выражение выхода из проблемной ситуации | Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства. | Выходят из проблемной ситуации. Строят свой ответ в соответствии с логической схемой тезис – аргументы – факты – выводы. | |||||||||||||
VI. Применение нового знания | 1. Организует работу по использованию данных статистической таблицы.
2. Предлагает сопоставить данные синхронистической таблицы:
|
Анализируют данные статистической таблицы, отвечают на вопросы (см. Приложение 4)
Чем, на ваш взгляд, можно объяснить большой рост доходов в городском бюджете Челябинска с 1880 по 1910 год? Как вы думаете, почему было прекращено в конце 19 века губернское финансирование в помощь бюджету города? 2. Сопоставляют данные синхронистической таблицы. |
|||||||||||||
VII. Домашнее задание. Подведение итогов | Выставляет оценки. Подводит итог урока. | 1.Используя дополнительную литературу, составлять исторический портрет одного из челябинских предпринимателей.
2. Нанести на контурную карту населённые пункты: Аша, Златоуст, Миасс, Челябинск. Провести через них обозначением железную дорогу Транссиб. |
Используемая литература.
1. Корецкая Т.Л., Поздеев В.В. Ступени наследия. Челябинск в прошлом. – Челябинск: “Край Ра”, 2011.
2. “Великий Сибирский путь. Южный Урал” - Челябинск: КРОКУС, 2007.
3. Грибовская О. Г. // Исторические чтения: Материалы IV научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска “История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии” — Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1997.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости