Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме “История Марийского края с древности до конца XVI в.”
Задачи:
1) расширить знания учащихся по данной теме;
2) развитие умения оперировать историческими фактами, анализировать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
3) продолжить формирование позитивного отношения к истории своей малой родины.
Для состязания предлагаются следующие темы:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Розыгрыш первого хода
Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие в истории Марийского края произошло в год Х?
(Первое упоминание о древних марийцах в хазарских источниках как о народе “цармис” + монголо-татарское нашествие и разорение Среднего Поволжья + основание Козьмодемьянска):
4 + 607 = Х
(961 + 1236 + 1583) : 4 + 607 = 1552
1552 г. – падение Казани и присоединение луговых мари к России.
Потом команды по очереди выбирают вопрос, называя, например, А – 2. Команда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает команда, первой поднявшая руку. За правильный ответ команда получает количество баллов, указанное в соответствующей клетке.
1. В каком русском источнике впервые упоминается о марийцах?
“А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящая на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке...”
“Повесть временных лет”, начало XII в.
2. О каком событии рассказывает Никоновская летопись:
“Лета 7059 (1551). Месяца маиа 24, в неделю всех святых ... вылесчи воеводы великого князя из судов, начаша лес сещи, где бытии городу, и, очистя гору, пев молебна и воду освятя, и с кресты по стенному месту обошли город и церковь в городе заложили во имя Рождества Пречисыя и чюдотворца Сергия... Город же, который сверху привезен, на половину тое горы стал, а другую половину воеводы и дети боярскые своими людми тотчас зделали, ... и свершили город в четыре недели. Горние же люди видев то, что город царя православного стал в их земле, и начаша ко царю и воеводам приезжати и бити челом, чтобы их государь пожаловал, гнев свой отдал, а велел бы им бытии у ... города и воевати их не велел”.
В летописи рассказывается об основании Свияжска в 1551 г., присоединении горных марийцев и чувашей к Российскому государству.
3. О каком событии рассказывает Никоновская летопись:
“Лета 7064 (1556 г.)... Месяца марта 1... и того же дни писал из Казани боярин князь Петр Иванович Шуйский, что арские люди и побережные государю изменили и стрельцов побили..., а Мамич-Бердей взял к себе царевича Ахполбея, а пришел к ним из Ногай и живет на Луговой стороне, а с ним пришло человек со сто ногай...
Того же месяца 21 приехали к государю горние люди Алтыш сотник с товарыщи, а привели с собою изменника Мамич-Бердея, лугового сотника князя; а сказывали государю, что приходил Мамич-Бердей их воевати, а с ним было две тысячи человек,... и они с ним зговорили, что им с одного с ним изменити, да уверяся с ним да взяли его пити к себе, а с ним человек з двести, да тех людей всех побили, а его, изымав, к государю привели. И царь... горних людей пожаловал великим своим жалованьем и всяких им пошлин полегчил”.
Летопись описывает события Первой “черемисской войны” (1552 – 1557).
4. О каком событии повествует Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского”? Какой новый царь взошёл на престол? Когда это произошло?
“Еще лилася кровь россиян на берегах Волги и бунт кипел в земле черемисской: Годунов более умом, нежели мечом, смирил мятежников, уверив их, что новый царь, забывая старые преступления, готов, как добрый отец, миловать и виновных в случае искреннего раскаяния; они прислали старейшин в Москву и дали клятву в верности. Тогда же Борис велел устроить крепости на Горной и Луговой стороне Волги, Цывильск. Уржум, Царев-город на Кокшаге, Санчурск и другие, населил оные россиянами и тем водворил тишину в сей земле, столь долго для нас бедственной.
В 1584 г. взошёл на престол Фёдор Иванович, Третья “черемисская война” была прекращена; на берегу Малой Кокшаги основали Царев-город (Царевококшайск).
1. С ним связан День национального героя (26 апреля), который марийская общественность отмечает с 1990 г. Историки утверждают, что именно в этот день во время Первой “черемисской войны”, в 1556 г. пал смертью храбрых марийский князь, возглавлявший защитников крепости Малмыж.
Князь луговых марийцев Болтуш (Полтыш)
2. Русский политический и военный деятель, писатель и публицист, князь, боярин. Он был членом Избранной рады, воевал в Ливонской войне, в 1564 г. бежал в Литву. Автор ряда сочинений, в том числе трёх посланий к Ивану Грозному и “Истории о великом князе Московском”. В 1552 г. участвовал в походе русских войск на Казань и своими глазами видел жизнь и быт марийцев.
Курбский Андрей Михайлович (1528 – 1583)
3. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия, на которую была возложена русификация нерусского населения Среднего Поволжья путём “просвещения”. Он стал первым Казанским архиепископом и по личному повелению царя открыл в Зилантовом, Спасском и Успенском монастырях первые миссионерские школы для крещёных “инородцев”.
Святитель Гурий (Руготин) (1500 – 1564)
4. Барон, немецкий дипломат и путешественник. Во главе дипломатической миссии посетил Россию в 1517 и 1526 гг. В 1549 г. в Вене выпустил книгу “Записки о Московитских делах”, в которой содержится географическое описание России, характеристика её экономики, быта и религии. В части этой работы, посвящённой Поволжью, содержатся, наряду с данными об обрядах и верованиях марийцев, и сведения об их хозяйстве.
Сигизмунд Герберштейн (1486 – 1566)
1. Его именем марийцы называют свою землю. Про многие холмы и озёра нашего края народ говорит, что это следы древнего великана.
Онар
2. С именем этого героя связано присоединение Марийского края к Русскому государству. По преданию он помог Ивану Грозному взять Казань в 1552 г.: “Великий царь! Много времени стоим под Казанью, а взять её не можем. Не можем потому, что у татар сила большая, и она с каждым днём прибывает. Царство Казанское большое. А у нас с каждым днём сила убывает и убывает. До Москвы далеко! ... У тебя, великий царь, пороху много в бочках Надо под Казанскую крепость сделать подкоп и вкатить туда бочки с порохом... Повели, великий государь, сделать это мне, и я исполню... Казань скоро будет в наших руках”.
Акпарс
3. Бог неба, согласно верованиям марийцев он создал землю и человека.
Кугу-Юмо
4. Кто из марийских героев говорил такие слова: “Не горюйте, друзья, что пришла моя смерть. Кто все силы свои отдал народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живёт в народе... А когда вам придётся тяжко, когда враги будут одолевать, то придите на мою могилу, позовите: “Вставай, богатырь! – и я выйду к вам на помощь. Только не тревожьте меня попусту. Если раз поднимите зря, то в другой раз я уже не встану...”
Чумбылат
1. По костюму раньше можно было получить о человеке (особенно о женщине) исчерпывающую информацию. О чем могли “рассказать” различные элементы одежды?
По костюму марийки можно было определить её возраст, семейное положение (замужем или нет), место проживания, к какой этнографической группе принадлежит, религиозные верования (православная христианка или язычница), материальное положение (богатая или бедная), какая рукодельница-мастерица.
2. Еще в X в. марийцы были втянуты в систему международной торговли. В расчёте с восточными купцами они использовали шкурки одного пушного зверя, которые служили эквивалентом денег. Что это за зверь? Какому количеству шкурок соответствовала одна копейка?
Денежная единица – “ур” (беличья шкурка). Одна копейка равнялась трем беличьим шкуркам.
3. Какие животные помогали марийцам выяснить доброе или опасное место для проживания?
Переселяясь из одного места в другое, мари двигались вслед за быками. Те места, где быки ложились на отдых и спокойно спали, люди считали пригодными для постройки деревни. Оказывается, именно быки лучше всех домашних животных воспринимают геомагнитную сетку и никогда по своей воле не останавливаются на беспокойном месте, на разломе. Коты, наоборот, лягут спать в самой активной точке. Их время – ночь, им надо слышать каждый шорох, и именно геомагнитная сетка позволяет сделать сон чутким. Предки знали: любимое место кота в доме, во дворе – это самое опасное место для человека.
4. Разгадайте марийские загадки.
– На гумне прыгает одинокий старик. (Цеп)
– Посреди поля лежит бабушкин гребень. (Борона)
– Баран – серебряный рог, бегает по перекресткам дорог. (Кочедык – инструмент для плетения лаптей)
– Бежит ручей,
В нем рыба играет,
А за нею лед нарастает. (Ткачество)
1. Этнографическая группа марийцев, которая проживает за пределами Марий Эл (от низовьев реки Вятки до Среднего Урала).
Восточные марийцы
2. Назовите самый первый город, основанный в Марийском крае после присоединения его к Русскому государству.
Кокшайск (1574 г.) В настоящее время это село.
3. Этот город был основан на месте горномарийского поселения Цепель для усиления натиска на Казанское ханство. В 1523 г. в Казани на Арской ярмарке было совершено массовое убийство русских купцов. Также был убит великокняжеский посол. Это вызвало гнев правителя Москвы, и он начал поход на Казань. Оставшись в Нижнем Новгороде со своими сыновьями, он отправил далее своих полководцев: воеводу Василия Васильевича Немого и князя Бориса Горбатого из рода князей Шуйских. Полководцы в знак того, что они действительно завоевали пройденные места, в устье реки Суры основали крепость.
Васильгород (Васильсурск)
4. Где обнаружена самая древнейшая стоянка первобытных людей на территории Марийского края?
25–30 тыс. лет тому назад – появление первых людей на территории нынешней Республики Марий Эл. Одна из древнейших стоянок на территории нашего края – Юнга-Кушергинская стоянка. Она находится вблизи деревни Юнга-Кушерга на левом берегу реки Большая Юнга, на территории Горномарийского района РМЭ.
Литература
1. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста / Иванов А.Г. – гл. III – V; Сануков К.Н. – гл. I, II, VI – XI. – 2-е изд., доп. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011.
2. История Марийского края в документах и материалах. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – С. 8, 34, 43 – 44.
3. История Марийского края в лицах. XIV – начало XX веков. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2012.
4. Кудряшов М.И. Знаешь ли ты родной край? – Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997.
5. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – С. 94.
6. Энциклопедия Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2009.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости