Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Цель
1. Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами.
2.Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
3. Пробудить чувство гордости за своих земляков, воспитывать уважение к истории родного края.
Задачи урока:
· Личностные: осознание ценности вклада верхнеуслонцев в победу над фашистскими захватчиками
· Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать с текстом
Предметные: Способствовать воспитанию личностного, гражданско-патриотического отношения к трудовым подвигам земляков.
Структура урока: поэтапная, на каждом этапе доминирующая проблема - война, человек, память.
Метод: частично-поисковый, ретроспективный методы как способ учебной работы; словесные, наглядные, самостоятельная работа как методы организации учебно-познавательной деятельности; в качестве стимулирования и мотивации создается эмоционально-нравственная ситуация.
План изучения.
1. Перестройка жизни района на военный лад
2. Эвакуированные в Верхнеуслонском районе
3. «Все для фронта, все для победы!»
4. Солдатские могилы на нашей земле
Учитель. У нас сегодня необычный урок. Вы все знаете, что приближается юбилейная дата 70- летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.
У каждой семьи своя память о той войне. Я очень хочу, чтобы и вы берегли её и передавали будущему поколению. Вы согласны со мной.
И так мы начинаем..
1.Встаньте, пожалуйста, Те, у кого родственники воевали на фронтах ВОВ.
2. Встаньте, пожалуйста, Те учащиеся у кого родственники приближали победу в тылу.
3. Встаньте, пожалуйста, Те учащиеся у кого родственники имеют боевые награды.
4. Встаньте, пожалуйста, Те учащиеся у кого родственники во время войны были детьми.
5. Встаньте, пожалуйста, Те учащиеся у кого родственники погибли на фронтах ВОВ.
6. Встаньте, пожалуйста, Те учащиеся у кого родственники считаются пропавшими без вести.
Слайд.3Проблема. Чем дальше мы уходим от военных событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой войне. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег… Можем ли мы с этим согласиться?
Ответы учащихся
Вывод Я думаю каждый из вас сегодня на этом уроке ещё раз убедиться, что победа советского народа в Великой Отечественной войне наступила не из- за погодных условий, а как результат бесстрашных подвигов на фронте и самоотверженного беспримерного труда в тылу.
Сегодня. Работаем по плану
Слайд 4 План изучения.
1 Перестройка жизни района на военный лад
2 Эвакуированные в Верхнеуслонском районе
3. «Все для фронта, все для победы!»
4. Солдатские могилы на нашей земле
Слайд 5–- Учитель. Каким был район довоенный можно узнать из статистического отчёта Татарской АССР за 1940 год.
Верхнеуслонский район территория 95 ,0 тысяч га, население 41, 5 тысяч человек , 28 сельских Советов,92 населенных пункта. В довоенный район входила часть нынешнего Зельнодольского района, часть населённых пунктов нашего района входили в состав Теньковского района. Перед вами списки населённых пунктов, скажите какие села входили в состав других районов.
Работа со списками
Слайд 6- Входили в состав Теньковского района:Большие Меми,
пос. Заовражный, пос Рассвет,д. Нижнее Озеро, д. Канаш,д.Егидерево,
д. Чёрный Пень, д. Николаевская Слобода.,с.Коргуза,д. Новая Коргуза,
пос. Луч Солнца, пос. Ровенский, с.Майдан,д.Зорька,д.Ясная Звезда,Лесопункт, д. Тропная, д. Лашманиха, с. Патрикеево, пос. Бычковский,
с. Ивановское,с. Шеланга,пос. Нариман,пос.Кызыл-Байрак,пос.КраснаяРябинка,пос. Гребенёвский,д.Янга Юл, пос. Брек, д.Юлдус,пос. Восток,
пос.Алматово,.Ямбулатово,д.Крестниково,пос.Киселёвка,
д.Муратово,п.Кызыльяры,пос.Ежовка.
Слайд 7. Воходили в составНурлацкого района с. Соболевское,д. Карамышиха, д. Чулпаниха.
Вопрос к классу. Какие населённые пункты вы, можете показать на карте
Слайд 8 - Первый секретарь Верхнеуслонского райкома ВКП(б) Никитин И.К. с 1940-1944, с 1945- по 1952, Данилов Иван Иванович
Председатель Верхнеуслонскогорайсполкома с 1940 -1945 был Семёнов Фёдор Тимофеевич.
Сообщения о руководителях( Сообщение учащегося )
«Семёнов Федор Тимофеевич работал в нашем районе с июля 1937года по авгус 1945. Родился Фёдор Тимофеевич 1904 году в деревне Биябаш, Кайбицкого района, Тетюшского уезда. Закончил 5 классов, в голодные годы работал в Сибири батраком в хозяйстве кулака Романова до 1923 года. Вернулся домой, и некоторое время трудился лесорубом. В 1928 вступил в ряды ВКП(Б) и закончил курсы партактива. Молодого, активного коммуниста направляют в Кайбицком районе на организацию колхозов. Работал в населённых пунктах своего района по ликвидации безграмотности. В 1935 году поступает в Татарскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу. В 1937 году его по направляют в наш район на должность райуполномоченного по кормовым заготовкам. 4 января 1940 года был избран председателем Верхнеуслонского райисполкома. Не всё было гладко в судьбе этого человека на его долю выпали самые грозные годы это сталинские репрессии и Великая Отечественная война»
Слайд9-10На территории района находился 61 колхоз.Найдите как, назывались колхозы в селе: Юматово, Тихий Плёс, Гаврилково, Каинки, Татарское Бурнашево, Ломовка, Паутиха, Русское Бурнашево, Зелёный Бор, Волково.
• Юматово «Завет Ленина»
• Тихий Плёс «Спартак»
• Гаврилково «Им. Коминтерна»
• Каинки «Просвет»
• ТатарскоеБурнашево «Правильный Путь»
• Ломовка «Пробуждение»
• Паутиха «Красный Восток»
• РусскоеБурнашево «15 лет ВЛКСМ»
• Зелёный Бор «Первое мая»
• Волково «Красная Горка»
Слайд 11-22 июня 1941года. В этот воскресный день чувство тревоги у людей зародилось с утра: кроме музыки по радио ничего не передавали. Наконец, в полдень музыка перестала играть ( просмотр Видео Начало войны)
Учитель 22 июня, во второй половине дня районный комитет партии собрался на своё первое военное бюро. Перед Вами протокол первого в годы войны заседания Бюро Верхнеуслонского райкома партии.
Работа с документами №3
Протокол № 70 закрытого заседания бюро Верхнеуслонского райкома ВКП(б) от 22 июня 1941г.
Присутствовали: члены Бюро РК ВКП(б) тов . Никитин, Жарков,Юдин, Семёнов.
Присутствовали: комиссар райвоенкомата тов. Фомин, зав.военным отделом РКП ВКП (б ) тов. Осипов,начальник НКГБ тов.Лимоников254-го дорожного участка тов. Беспалов.
Повестка дня.
1. О проведении мобилизации. Информация секретаря РК ВКП(б) тов . Никитина, который информировал, что подлые фашисты Германии напали на нашу социалистическую родину, перешли государственную границу. Тов . Никитин рассказал о речи тов. Молотова, которая была передана по радио и что день мобилизации объявлен с 23 июня с часа ночи. Сейчас нам необходимо приступить к практическому выполнению имеющихся мобилизационных планов райкома ВКП(б) и военкомата.
Постановили:
1. Обязать райвоенкомат тов. Фомина вызвать автотранспорт, нарочных и направить их в сельские Советы с оповещением населения по этому вопросу;
2. Обязать т.тЖарикова,Юдина немедленно вызвать районный партийный актив в помещение РК ВКП(б), провести с последними инструктаж, вручить пакеты для первичных парторганизаций и направить их в сельские Советы и колхозы для партийно- политической роботы на местах;
3. Обязать тов. Осипова созвать личный и политический состав оборонно- сдаточных пунктов, провести инструктаж с последними, обеспечить учебными пособиями и приступить к работе по плану;
4. Обязать начальника милиции тов. Безрукова усилить охрану социалистической собственности, как в самом райцентре, а также в колхозах, совхозах, МТС и на предприятиях;
5. Обязать всех секретарей партийных организаций, руководителей учреждений и предприятий установить большевистскую бдительность к лицам, проявляющим саботаж или сопротивление в вопросах мобилизации, принимать срочные меры борьбы с последними.
Вопрос. Какие, первоочередные вопросы начинают решать районные власти? (ответы учащихся)
Учитель. -Проведение мобилизации.
Вопрос к классу Что такое мобилизация?
Слайд 13.Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени, перевод войск, воинских формирований, военной администрации на организацию и состав военного времени.
Учитель.Хочется назвать имена тех, кто был призван из района на второй день войны.
Слайд 14
1. Королёв Андрей Васильевич из деревни Ташовка.
2. Курылёв Николай Петрович из села Свияжск.
3. Марахтанов Михаил Петрович из села Свияжск.
Учитель. -Пугающее слово «Война!» моментально разнеслось по всем сёлам и деревням Верхнеуслонского района. В каждом населённом пункте прошли митинги.
Слайд 15-Давайте попытаемся представить себя на месте тех советских людей. Какие у них, были мысли, желания, настроение? Какой вопрос они могли задать и наверное задавали себе.(ответы учащихся)Предполагаемые ответы ( чувство неизвестности, горечи, обиды, желание защитить свою родину)
Слайд 16
Учитель. -23 июня в 5 часов вечера в колхозе «Красный партизан» (Набережные Моркваши) состоялся митинг по поводу наглого вторжения фашистских войск на территорию нашей социалистической родины. Выступивший на митинге тов. Школин сказал, что в ответ на провокацию германского фашизма мы с удесятерённой энергией будем работать на колхозном производстве. По первому зову нашей партии и правительства встанем на защиту Советской страны.. Овощевод тов. Егоров от имени членов огородной бригады заявил, что наши огородникиобязуются в текущем году работать по-стахановски, добиться высокого урожая овощей и сдать их государству.
Слайд 17 Вывод: У всех советских людей было единое мнение: или идти сражаться с врагом, или работать в тылу по-военному.
Работа с документами
УчительПеред Вами подборка документов читаем и делаем выводы и отвечаем на вопрос .
-Перечислите первоочередные мероприятия, проводившиеся в районе в рамках мобилизационных действийосенью 1941 года?
Документы №2«В минуту опасности люди отдают на общее дело последнее, становятся ближе друг к другу. К примеру, полеводы артели им. Держинского С. Варакин и К. Варакин решили выполнить по две нормы. А кроме этого они внесли наличными 100 и 50 рублей по подписке на новый заем»
« Уходили на фронт мужчины: отцы,мужья, старшие братья. Их место в строю занимали женщины, старики, дети. Из письма в районную газету Лукоянова Ивана Григорьевича.«Провожая своего сына Александра на фронт, наказал ему: Будь сынок, беспощаден к врагу храбро сражайся с гитлеровскими бандами, без промаха бей фашистов, а мы будем честно работать в тылу. Сам я инвалид второй группы, но в такие грозные дни не могу сидеть дома. Правление колхоза послало меня взамен ушедшего сына на тракторные курсы Макуловской МТС. Сейчас нахожусь на курсах прохожу программу по изучению на «отлично». По окончанию курсов буду работать на полях колхоза «Просвет». Вместе со мной на курсах трактористок и комбайнерок обучаются 29 девушек и женщин. У девушек одно стремление как можно быстрее закончить учебную программу и с утроенной энергией работать на колхозных полях»
«Уже осенью сорок первого года районная газета «Приволжский колхозник» бросает клич по сбору тёплых вещей для фронтовиков и его горячо поддерживают на местах. Трудящиеся женщины Верхнеуслонского района активно участвуют в сборе тёплых вещей для бойцов. Работники Верхнеуслонской сберкассы ежемесячно до окончания военных действий решили отчислять в фонд обороны страны однодневный заработок, а бухгалтер Жаркова – двухдневный заработок.»
Вопрос к классу.
Слайд 18Перечислите мероприятия, действия, происходившие в районе осенью 1941 года?
Слайд 19
1 . Все трудящиеся района берут повышенные обязательства.
2. Верхнеуслонцы отдают свои сбережения на нужды фронта
3. Старики, девушки, женщины, подростки заменили мужчин в хозяйственных работах в районе.
4. Верхнеуслонцы организуют сбор теплых вещей для бойцов.
Слайд 20 Сообщение учащегося Нурзиля
« Согласно решению ГКО, население мобилизуются на строительство военных укреплений. В целях его быстрейшего выполнения, район должен был поставить к середине октября 1941 года 3800 человек трудоспособного населения и 300 подвод лошадей. «Из воспоминаний Екатерины Николаевны Ронжиной жительницы села Сеитово. Стояла осень, начались заморозки. Вдруг в сельский совет вызывают, велели собираться на рытье окопов в Апстовский район. Нас человек шесть на лошадях из Сеитово поехали. На постой определили к пожилой татарочке. Избёнка всего в одно окно. Из мебели – стол да нары по обеим сторонам избы. Холод, голод, вши. Разделили по группам, каждой группе давали давали задание. Кто пулемётные гнёзда рыл, кто камнем выкладывал, кто рвы рыл. Ширина рвов четыри метра, глубина не меньше. Это значит, чтобы немецкий танк, как в ловушку попал. Сколько мы их в ту осень перерыли сосчитать трудно. Земля мерзлая. Кто покрепче клиньями землю отбивает, а мы лопатами убираем. С окопов вернулись зимой 1942, снова вызывают и направляют в Зеленодольский район на лесозаготовки. Работа трудная по пояс в снегу, лес валили, сучья обрубали, распиловкой занимались. Из бревен сразу шпалы делали, из тюлек дрова для паровозов. И там голоду, да холоду натерпелась.
УчительВ начале лета 1942 года молодые девушки нашего района, в том числе и героиня нашего рассказа, были откомандированы на строительство железной дороги Казань – Ульяновск.
Слайд 21
1 . Все трудящиеся района берут повышенные обязательства.
2. Верхнеуслонцы отдают свои сбережения на нужды фронта
3. Старики, девушки, женщины, подростки заменили мужчин в районе.
4. Верхнеуслонцы организуют сбор теплых вещей для бойцов.
5. Верхнеуслонцы принимают участив в сторительстве «Казанского обвода», железной дороги Казань –Ульяновск работают на лесозаготовках.
II Эвакуированные на территорииВерхнеуслонского района.
Учитель.- Уже в июне 1941 года в район поступают, первые эвакуированные из прифронтовой полосы.31 июля руководство района телеграфирует председателю Татсовнаркому по эвакуации тов. Тинчурину. «Принято эвакуированных 31 июля 1941года 3110 человек» На 5 августа – 3971 человек из них 574 дети.
Слайд 22Данные по размещению эвакуированных по сельским Советам.
Верхнеуслонский-152 семьи- 457 человек.
Свияжск-96 семей -281 человек.
Кураловский -12 семей -34 человека.
Ташёвский- 27 семей -94 человека.
Л. Морквашский -3 семьи – 9 человек.
Печищинский – 40 семей – 102 человека .
Н.Морквашский- 44 семьи -155 человек.
Н. Услонский-144 семьи- 502 человека.
В безопасные территории приезжали не только семьи, но и пионерские лагеря, интернаты, детские дома, приезжали целые цеха промышленных предприятий г. Москвы. Телеграмма Народного комиссара промышленности СССР ( Москва, ул. Разина, фабрика «Большевик» от 15 сентября1941 года №1-2-IIВерхнеуслонскому райсовету: «Согласно Постановлению СНК СССР от7 сентября 1941г. распоряжение СНК ТАССР №0764 от 11.09- 1941г. на бывшей мельнице в Морквашах организуется специальное производство. Для размещения людей, прибывших в Морквашах на барже с фабричным оборудованием, прошу дать указание в сельский совет Моркваш о предоставлении помещения в деревне на 30 человек- рабочих фабрики»
Зачастую эвакуированные приезжали совсем без вещей, раздетые без средств к существованию, а впереди была зима с сорокоградусными морозами. Положение эвакуированных было тяжёлым. Хорошо если они жили с хозяевами, а если нет? Городские жители ,большинстве своём москвичи , они понятия не имели о печках, дровах о том где и как их достать. И конечно, наши земляки верхнеуслонцы последним делились с этими семьями. Были примеры, когда многие из них оставались в районе и после войны, так как возвращаться было некуда. Эвакуированные в район поступали вплоть до январе 1942года. Так, оказавшись на переправе через Волгу в ноябре 1941 года, остался в Печищах известный белорусский поэт Янка Купала. Директор Печищинского комбината Наякшин предложил ему для проживания свой дом. Здесь он писал свои стихи полные гнева и проклятия фашистам, из Казани вещал на партизанские радиостанции, которые дислоцировались в лесах Белоруссии.
Слайд 23
Стихотворение читает учащийся
Партизаны, партизаны,
белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
свору черных псов войны.
Вас зову я на победу,
пусть вам светят счастьем дни!
Сбейте спесь у людоедов,—
Ваших пуль в лесу отведав,
потеряют спесь они.
Слышу плач детей в неволе,
стоны дедов и отцов.
Опаленный колос в поле
На ветру шумит: «Доколе
мне глядеть на этих псов?»
За сестер, за братьев милых,
за сожженный хлеб и кров
Встаньте вы могучей силой,
В пущах ройте им могилы,—
смерть за смерть, и кровь за кровь!
Партизаны, партизаны,
белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
свору черных псов войны.
Вам опора и подмога
белорусский наш народ.
Не страшит пусть вас тревога —
Партизанская дорога
вас к победе приведет.
Мы от нечисти очистим
землю, воды, небеса.
Не увидеть псам фашистам,
Как цветут под небом чистым
наши нивы и леса.
Партизаны, партизаны,
белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны
III Всё для фронта всё для победы
1. Тыл – это тоже фронт. Слова принадлежат Герою Советского Союза из села МаматкозинаНабиуллеЗиннурову. В свой приезд летом 1944года на свою родину, выступая перед односельчанами, рассказывая им о героических победах Советской Армии, он сказал эти слова.
Слайд 24
Сообщение учащегося
До войны промышленность района делилась на государственные предприятия и кооперативную промышленность. К государственным относились алебастровый завод в Печищах, Печищинский мелькомбинат, Нижнеуслонский варенье- варочный который, выпускал – сушённый картофель,консервированные овощи, фрукты, Гребеневский и Кураловский- спиртзаводы, Набережно-Морквашская пряничная фабрика- в секретном цехе которого делали так называемые «конфетки» - пули для винтовок, известковый завод в Ключищах, предприятие по добыче бута в Введенской Слободе, предприятие по плетению изделий и лесозаготовок в Верхнем Услоне.
Работали промышленные артели «Стахановец», «Новый Быт», «Промработник». По государственному плану артели шили обмундирование для бойцов Красной Армии, нательное бельё, ватные брюки, телогрейки, шапки- ушанки. Женщины, работавшие тогда на производстве сидели за швейными машинками по 12-14 часов, фронт требовал продукцию, и они её выдавали. А не выполнить это значит совершить преступление.
Кроме того именно сюда в артель «Стахановец», который находился в селе Верхний Услон поступали из казанских госпиталей окровавленные фуфайки, ватные брюки, нательное окровавленное бельё. Всё это женщины артели стирали дома, полоскали в Волге, сушили и чинили.
В деревне Пустые Моркваши, находился военный госпиталь на базе дома отдыха, там проходили реабилитацию, долечивались раненые солдаты и снова уходили на фронт.
Слайд25 -36
Учитель-Население района участвует в сборе средств на танковую колону» Комсомолец Татарии», вносит средства на строительство авиаэскадрилии«Колхозник Татарии».
- « Все для фронта все для победы» по такому девизу, жили и трудились в тылу наши земляки верхнеуслонцы. За период воины трудящиеся Верхнеуслонского района отчислили в фонд обороны – 108т 125 рублей.
Победа в войне была обеспечена беспримерным героизмом тружеников советского тыла.
Учитель А, труд колхозного крестьянства в годы войны это поистине подвиг.
Вопрос к классу. Сколько колхозов находилось на территории района
(61колхоз) Как назывался колхоз в посёлке Зеленый Бор?(Первое Мая)
По счастливой случайности к нам в руки попали документы этого колхоза периода Великой Отечественной войны.
Сообщение учащегося
Эти документы в школу передала моя бабушка Закирова Тамара Дмитреевна. В её доме раньше находилось правление колхоза «Правильный путь», то есть нашего колхоза. А документы из колхоза «1-ое мая» к нам были перевезены в 1949 году, когда произошло укрупнение колхозов.
Изучив все документы можно сделать вывод, что в колхозе «Первое мая» в период войны работала свиноферма, молочная ферма, птичник, конный двор, овчарня, пасека, мельница. В подшивке, которая называется « Книга прихода и расхода продуктов и материалов на 1944 год», можно узнать, что на трудодни в колхозе выдавали ржаную муку каждые 9 дней, в количестве от одного до пяти килограммов. Очень редко выдавали пшеничную муку и мясо по 500 грамм во время посевных работ. Попадаются ведомости, где колхозникам выдают керосин, спички, печёный хлеб. Во всех документах строгая отчетность, контроль.
Вторая подшивка это агрономическая книга. В ней есть документы о качестве семян на всхожесть, влажность. Посевные культуры в колхозе это пшеница, овес, ячмень, гречиха, картофель. Из данной книги подсчитываем общее количество засеянных культурами гектар на 1943 год. Большее количество посевных площадей отводили под озимые культуры. Сорт пшеницы назывался «Лютесценс-062», овёс «Москва- 315» , ячмень «Винер». Урожайность пшеницы невысокая с 1 гектара – 6 центнеров, овса- 12 центнеров, гречихи - 5центнеров.
Третья подшивка, книга приказов, в ней различные телефонограммы, директивы, присланные из района, датируются 1943-1944 гг. Все они к чему-то обязывают: приступить к сенокосу, к заготовке силоса, вызывают на семинары и совещания. В подшивке находятся две копии приговора выездного народного суда 2 участка. Осудили Гнускину Ефросинью Никитичну и Карягину Екатерину Сергеевну за то, что они не выработали нужное количество трудодней.
Учитель.Мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Это колхоз был небольшой, трудоспособного населения всего 30 человек. За цифрами государственных поставок - дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали, мизерной выдачей по трудодням, да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом. И они ждали и верили в Победу.
Слайд с музыкой
IV. На войне каждый делал свое дело. Солдатские могилы на территории Верхнеуслонского района.
Сообщение учащегося
Яркую страницу в историю ВОВ писали летчики перегонщики военных самолетов. Второй фронт был открыт в 1944 году, но США согласно договоренности уже в 1941 начали поставку в СССР своих самолетов. Они поступали через Аляску и Иран. Самым страшным был маршрут через Аляску, так называемый Алсиб. Он начинался с Аляски через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии, Сибири. (до г. Красноярска). 6450 км напрямую. К осени 1942 года на этом пространстве в небывало сжатые сроки всего за 10 месяцев были построены 16 аэродромов. А дальше из Красноярска их путь продолжался к советско-германской границе. В среднем летчикам предстояло преодолеть 14 тыс. км. Территория нашей республики находилась на этом пути. Летчики перегонщики входили в особую группу НКВД. Американские самолеты не имели отопления и поэтому весь пятичасовой полет летчики вели машину с обмерзшими стеклами и без автопилота. Это очень серьезное испытание. Мороз превращал масло в самолетах в камень. Лопались резина и шланги . Выходила из строя гидравлика. Все это усложняло полет. Случались катастрофы. Статистика такова. Согласно данным на советском участке трассы произошло 279 летных происшествий. Из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка, 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Один из них на территории нашего района. Летчик Дмитрий Шпигун. По официальным данным в 1944 году летчик Шпигун пропал без вести 12 февраля 1944 года на участке Свердловск Арск Казань. При перегоне самолета Р-39 из Красноярска в Ленинград. Причина гибели Дмитрия Шпигуна и еще 14-ти летчиков – ошибочный метеопрогноз, выданный на маршрут Свердловск Казань. Погода оказалась штормовой, видимость нулевая. Рация вышла из строя и командир группы не смог принять команду о возвращении и передать ее летчикам. Самолет Дмитрия отклонился от маршрута как впрочем, и все остальные 15, их просто раскидало на огромной территории нашей республики и Чувашии. О предполагаемой причине летчик Шпигун врезался в гору возле Нижнего Услона. Скелет летчика обнаружили в мае 1944 года, неподалеку был обнаружен планшет, по нему нижнеуслонцы и узнали фамилию. Летчика похоронили на местном кладбище. Сельчане и школьники ухаживают за могилой.(учитель из нижнего услона).
Еще одна солдатская могила находится на погосте деревни Елизаветино. Здесь разбился экипаж самолета Пе-2 18 запасного авиационного полка. Взлет самолета произошел с аэродрома города Чистополь. Ввиду неблагоприятных погодных условий экипаж вынужден был возвратиться на аэродром в Казань. У экипажа самолета сдал правый мотор. Командир экипажа Завьялов принимает решение о вынужденной посадке в районе деревни Елизаветино. И терпит катастрофу. Экипаж самолета Завьялов Анатолий Иванович погиб, штурман Суров Александр Александрович погиб, стрелок радист Евсеев Василий Петрович умер не приходя в сознание, механик самолета Шарай Григорий Ефимович множество контузий, остался жив. Доставлен в госпиталь ПустыеМоркваши. На обеих могилах летчиков установлены памятные ограды и каменные надгробья.
Учитель.Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Вопрос к классу « Белый ящик)
Здесь находится то, за что сражались и умирали в годы войны наши деды и прадеды, то за что не покладая рук работали в тылу наши бабушки и прабабушки ». ЧТО ЭТО? (Родная земля)
Наша с Вами родная земля. Это Земля Верхнеуслонскогорайона где мы родились, живём и учимся. И наш с вами долг любить её и хранить в памяти важные вехи её истории.
Рефлексия Возвращение к Проблеме. Чем дальше мы от военных событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой войне. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег… Можем ли мы с этим согласиться?
Ответы учащихся
Домашнее задание. Письмо родственникам на фронт или труженикам тыла
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости