Урок Победы. "Праздник со слезами на глазах..."

№5, улица Мира, дом 23В, Архангельская область, Северодвинск
Борисова Эльвира
26 апреля 2017 года
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 987_0.docx   Скачать: 987_1.JPG   Скачать: 987_2.JPG  

Урок Победы

«Праздник со слезами на глазах…»

Цели:

- способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему.

- способствовать воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою страну и её героев.

- воспитывать чувство уважения и глубокой признательности к старшим поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашего народа.

- развивать познавательный интерес учащихся, дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины.

- активизировать интерес детей к истории семьи, ее генеалогии.

Оборудование: фотографии, компьютер, компьютерный проектор, презентация.

Ход занятия.

Вводная беседа.

Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике.Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «праздник»?

Примерные ответы детей: радость, веселье, вкусное угощение, развлечения.

Учитель : Ребята, ваши ответы не совсем правильные. Скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник, который называют «праздник со слезами на глазах». Какой это праздник?

Ученики: Это День Победы.

Учитель : Почему этот праздник особенный? Какие чувства вызывает у вас праздник 9 Мая?

Примерные ответы детей:чувствогордости за наш народ, за нашу Победу в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам и к их подвигам, желание сделать что-то значительное и важное для других людей.

Учитель :Я согласна с вами, ребята. Это особенный торжественный день, который объединяет всех нас общей гордостью, радостью, но вместе с тем и скорбью. Ведь Победа досталась нам очень дорогой ценой. Что вы знаете о трудностях и лишениях, которые выпали на долю нашего народа во время Великой Отечественной войны?

Фронтальная беседа с классом.

Примерные ответы детей:огромные людские потери, разрушенные семьи, города и села, дети-сироты, оккупированные территории, нехватка продовольствия и т.д.

Учитель: Миллионы советских людей отдали свои жизни за нашу мирную жизнь. И,пожалуй, нет ни одной семьи, которую бы война не коснулась. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сестры.Мы должны помнить о них.

Сейчас Шепелева Настя расскажет вам о своем прадедушке, который прошел всю войну от начала до конца.

Сообщение Насти с демонстрацией презентации.

До войны у моего прадеда Шепелева Василия Трофимовича была самая мирная профессия. Он работал учителем русского языка и литературы в одной из сельских школ Белоруссии

Мой прадед окончил Педагогическое училище в городе Мстиславле. Он продолжил обучение на литературном факультете, но получить высшее образование ему помешала война.

Город Мстиславль имеет неоценимую заслугу перед восточнославянской письменностью.

Здесь родился Пётр Мстиславец – основатель книгопечатания, давший не только белорусам, но и всем восточным славянам чудо под названием – книга.

Летом 1941 года с началом войны мой прадед добровольцем ушел на фронт. В боевых действиях Василий Трофимович принимал участие все 1418 дней войны, то есть с 1941 по 1945 года. За весь период войны, не смотря на участие в ожесточенных боях с гитлеровскими захватчиками и личное мужество, мой прадедушка был легко ранен только в 1944 году.

Во время Великой Отечественной войны мой прадед Василий Трофимович воевал в должностях командира взвода и командира артиллерийской батареи на многих фронтах: Калининский, Северо-Западный, Брянский, Белорусский фронт, Украинский , Прибалтийский фронт.

За время войны он форсировал реки: Днепр, Вислу, Одер, Шпрею – которая являлась последним рубежом к Берлину, где находилась ставка Гитлеровской армии и флота.

Мой прадед Василий Трофимович являлся участником Курской битвы.

Заслуженные награды.

За участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны мой прадед Василий Трофимович за личное мужество и героизм был награжден 11 правительственными наградами: орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красного знамени (за участие в битвах на Орловско-Курской дуге и за форсирование Одера); медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими.

С войны прадед пришел в звании гвардии капитана. Дома в Архангельске его с нетерпением ждали жена Анна Андреевна (моя прабабушка), двое сыновей и дочка. После войны мой прадед так и остался военным. Он часто вспоминал о фронтовых буднях и своих боевых товарищах. О боевом прошлом он стал писать стихи.

В моей семье бережно хранится память о нашем замечательном прадедушке. Я часто размышляла: «А каким был наш прадед в обычной мирной жизни? На фотографиях я рассматривала строгое лицо военного офицера. Наверное, он был суровым человеком,- думала я, - ведь война накладывает свой отпечаток на судьбы людей и на их характер».

Но однажды папа показал мне стихи моего прадеда, и я поняла, что в душе он был настоящим романтиком и очень ранимым человеком. С какой пронзительной грустью он пишет о своем родном городе Мстиславле:

«В сорок первом тебя я оставил

С болью в сердце расстался с тобой.

И в стихах я тебя прославляю,

Потому что ты мне дорогой!

Это стихотворение было написано в 1975 году, а в следующем году моего прадеда не стало. Понятно, что в последние годы своей жизни он вспоминал о войне и своих боевых товарищах. В этом же году было написано еще одно замечательное стихотворение к 30-летию Победы над фашистской Германией:

«Прошло не много и не мало,

Всего лишь тридцать круглых лет,

Куда ни глянь, по всей России

Следов войны давно уж нет!

Но никогда мы не забудем

Всех бед, невзгод военных лет,

И тех солдат, что воевали

Среди друзей, которых нет.

Пройдут года и нас не будет,

Никто не скажет – воевал –

И лишь по книгам прочитают:

Он жизнь за Родину отдал!»

Учитель: Ребята, Настя провела целое расследование, изучая боевой путь своего прадедушки. Ей в этом помогали все родственники. Это очень нужное и важное дело. Это память, которая передаётся из поколения в поколение. Я вам предлагаю написать «письма в прошлое» членам своих семей, принимавшим участие в событиях, связанных с Великой Отечественной войной или любому герою Великой Отечественной войны, подвиг которого вам особенно запомнился.

Пусть ваше письмо будет сложено в виде «солдатского треугольника», ведь они были такими долгожданными в каждой семье.

Память о подвиге нашего народа сохранится, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать эту память по наследству.

26.04.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016