Главный вопрос

ОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ", Тверь, Студенческий переулок, д.13, Тверская область, Тверь
1987  — 2017 г.
Логачева Оксана
23 июня 2017 года
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Рассказ учителя
Главный вопрос

Двадцать два года в школе. Любимые, счастливые, незабываемые годы работы с детьми. Ребятишки часто задают главный для них вопрос, поскольку этот выбор предстоит сделать и им: почему я решила стать учителем? Всегда отвечаю.

Решение было принято, когда я училась в седьмом классе Луганской средней школы №8. Учитель русского языка и литературы Керцер Ольга Абрамовна вела ТАКИЕ уроки, что не полюбить литературу было невозможно. Это были уроки - игры, уроки - суды над литературными героями. Особенно помню суд над Родионом Раскольниковым. Мы сами шили себе судейские мантии, шапочки, перечитывали много раз текст, чтобы оправдать или обвинить литературного героя (в зависимости от выбранной роли). Помню один из вопросов по тексту: скольких убил Раскольников?

Еще помню, как Ольга Абрамовна читала нам «Плач Ярославны» Тараса Шевченко на украинском языке… :

В Путивлі - граді вранці рано Співає, плаче Ярославна, Як та зозуленька кує, Словами жалю додає. - Полечу, каже, зигзицею, Тією чайкою - вдовицею, Та понад Доном полечу, Рукав бобровий омочу В ріці Каялі. І на тілі, На княжім білім, помарнілім Омию кров суху, отру Глибокії, тяжкії рани...

Стихотворение очаровало, всколыхнуло душу, вызвало слезы… Особенно поразило слово «зигзицею» (устаревшее название слова «зозуля» - кукушка). Повтор в слове букв «з» вызывал почему - то образ молнии, которая так же невероятно быстра, как и мысль любящей женщины, призывающей на помощь мужу (она называет его «ладо моє миле») всевозможные силы. Я сразу выучила это стихотворение и теперь, спустя годы, изучая с ребятами в 9 классе «Слово о полку Игореве», тоже читаю им этот перевод. Счастлива, что поэтическое слово (неважно, на каком оно языке) так же, как и меня когда - то, и учеников нынешних не оставляет равнодушными…

Много лет я поддерживала со своей учительницей связь: когда приезжала к родителям в Луганск, обязательно бежала и к ней… Потом она переехала в Израиль, и связь оборвалась. Нет, не так! Не оборвалась. Я всегда буду благодарна ей за ее уроки, за то, что они так повлияли на выбор мною профессии. Из всего моего институтского курса в школе работаю я одна. И очень этим горжусь.

И теперь я, в свою очередь, провожу уроки - игры по литературным произведениям. Детишки их очень любят. С удовольствием готовят инсценировки, рисуют иллюстрации, с нетерпением ждут, когда я выну очередной предмет из «черного ящика», чтобы определить, какую роль он играет в развитии действия в произведении… И сами создают великолепные викторины - презентации по художественным текстам, пишут стихотворения, сочиняют басни…

Несколько лет назад мы изучали стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Мой рассказ об истории бородинского хлеба так вдохновил мою ученицу, что мы написали с ней о нем научно - исследовательскую работу. Она нашла рецепты (к сожалению, настоящий рецепт, рецепт семьи Нарышкиных, был утерян, да и травы, растущие на поле Бородина, мы не могли достать (их добавляли в хлеб, чтобы горечь трав напоминала всем о той горечи потерь, которую понесла наша страна в этой войне)), научилась сама печь «Бородинский хлеб». На городском конкурсе научно - исследовательских работ «Шаг в будущее» мы заняли II место, но гораздо важнее другое. Моя ученица Алена Гудкова так увлеклась, что стала сама изобретать рецепты, кормить весь наш класс вкусными булочками с запеченными в них добрыми предсказаниями или пожеланиями и твердо решила открыть свою хлебопекарную мастерскую. Разумеется, она поступила в прошлом году в Высшую школу экономики в Москве на … экономический факультет (бюджетное место) и очень хочет добиться осуществления своей мечты… Вот так и мой урок литературы повлиял на ее выбор профессии…

В моем рабочем кабинете есть литературный стенд. Я помещаю туда творческие задания по произведению, которое скоро будет изучаться, списки для «увлекательного и познавательного чтения», высказывания, которые дают пищу для размышления детским уму и сердечку: «Литература вместе с языком сберегает национальную душу» (А.И.Солженицын), «Чтение вредит вашему невежеству», «Не надейтесь избавиться от книг!» (Жан - Клод Карьер, Умберто Эко), «Человек, не читающий книг, удивительно скучен» (Е.Вильмонт), «Любовь к чтению никогда не бывает безответной» (П.Дашкова) и другие, не менее замечательные.

Моя нынешняя семиклассница хочет стать, как и я, учителем русского языка и литературы. Дай - то бог!

Скачать: 1661_0.docx  
23.06.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016