Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля, –
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
А только после этого стать.
Роберт Рождественский.
Почему я стала учителем? Почему, несмотря на трудности и сложности, эта работа мне нравится? Почему, даже в горькие и обидные минуты (а они бывают, и довольно часто), у меня не появляются мысли оставить школу, сменить профессию? Почему я осталась в этой профессии до сегодняшнего дня, хотя и можно поменять её на другую, спокойнее моей, более оплачиваемую (как, к слову, сделали многие мои однокурсники)… Нет, уйти навсегда не смогу, наверное, потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле… Я - учитель!
А что значит для меня быть учителем? Это не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.
Так мое призвание - учитель? Конечно, для многих – просто профессия. А в себе я уверена: школа – мое призвание, хотя, может быть, это кому-то покажется самонадеянным.
Я учительский ребенок, детского сада и бабушек не было, и я «пошла в школу», как только стала ходить, потому что мои родители всё время работали учителями, даже когда были дома. Я с гордостью говорю, что мои папа и мама – Учителя с большой буквы, их знает весь наш Сараевский район. Педагогический стаж Беляева Александра Васильевича – 50 лет, из них 25 он был директором школы, Беляева Людмила Петровна проработала более 40 лет. Если говорить о педагогическом стаже и династических традициях: бабушка по маминой линии Сачкова Мария Ильинична в 1945 году с отличием закончила Сапожковское педучилище Рязанской области и работала в начальной школе около 15 лет; тётя по маминой линии (Филиппова Надежда Петровна) учительствовала почти 10 лет; по папиной линии бабушка Евгения Васильевна Федосеева преподавала 54 года, а другая бабушка Беляева Пелагея Ивановна учила начальные классы 55 лет. И бабушкин брат Савин Виктор Ильич, погибший в Великую Отечественную войну, тоже учителем был. Так что, если всё посчитать (вместе с нашим) набирается общего учительского стажа около трёх веков.
Школа, и именно Карл – Марксовская Сараевского района Рязанской области, всегда была для меня, как и для всей нашей семьи, вторым домом; я пропадала в ней с утра до вечера: уроки, пионерские сборы, вечера, субботники, я всегда в центре событий. Родители, учителя, друзья – все были уверены в моем педагогическом будущем. Не сомневалась в этом и я. А как же иначе?
Прочитала в «Энциклопедии мудрости»: «Особенно счастлив в судьбе тот, кто встретил в своей жизни настоящего учителя». Мне повезло, потому что эти учителя еще и мои родители! Они научили меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Они зажгли во мне огонь, который я несу в своем сердце. Не случайно слова советского писателя Федора Абрамова, сказанные на одном из классных часов моей мамой, моей классной руководительницей: «Сотвори мир в себе и отправь его людям», - стали моим жизненным кредо. Я без раздумий поступила в педагогический университет и училась с удовольствием. Там же встретила своего будущего мужа. Мы быстро осознали, что «смотрим вместе, в одном направлении», как говорил о любви Антуан де Сент-Экзюпери. 17 лет мы женаты, растим двух дочерей и оба работаем в моей родной школе. И как когда-то мои родители, не можем разделить, где работа, а где дом. И дети наши – типичные учительские дети.
Я не работаю учителем, я – учитель , я так живу, и мне нравится моя жизнь. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Школа для меня и моей семьи на самом деле второй дом! А может и первый? С каждым годом я всё больше и больше в этом убеждаюсь. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников, в их памяти.
Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. С течением времени меняются требования, предъявляемые государством к личности учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем задачу - не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования, дать возможность ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Жизнь нынешнего ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Сегодняшний школьник прекрасно ориентируется в мире информатизации, что, несомненно, развивает его интеллект, но не будит его душу. И сегодня больше, чем когда бы то ни было, меня волнует духовно-нравственный мир ребенка. Поэтому я стремлюсь предотвратить пустоту души, убогость интересов, пытаюсь разбудить в каждом стремление работать над собой, стараюсь воспитывать отзывчивость сердца. Я понимаю, что ребенок вырастет, поэтому постепенно, терпеливо превращаю его в гражданина, никогда не теряю веры в возможности ребенка.
Я учу своих учеников, а они учат меня. Они – мои Учителя. Я ощущаю это каждый день, каждую минуту, что нахожусь рядом с ними. У них я учусь быть искренней, восхищаться каждой мелочью, удивляться и радоваться, смеяться и плакать, не стесняясь своих слез.
Настоящие учителя – особые люди. Только задумайтесь над той безграничной, колоссальной ответственностью, которую несут на своих плечах они! Профессия учителя – одна из самых важных на свете. И такая профессия – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторяется!
Соглашусь со многими: нелегкая профессия – учитель. Порой устаешь от повседневных забот, накопившихся проблем… Бурная школьная жизнь кружит и несет меня стремительным потоком, не давая остановиться. Но порой охватывает состояние полного штиля – вялость ума, пустота на душе. Нет сил даже шевелить крыльями, а не то чтобы летать… Такая усталость наваливается от бессонных ночей, кропотливой подготовки к урокам, постоянного чтения «чего-нибудь по программе», от нескончаемого количества бумажных дел… Хочется выспаться по-человечески, почитать любимую книгу, прогуляться по лесу … Со своими детьми пообщаться вдоволь! Да мало ли, что еще хочется!?
Приходит новый день. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем, набирая мощь, перерастает в бурю эмоций. Буря несет меня к стенам ставшей родной для меня школы. Я переступаю ее порог, вхожу в свой кабинет, вижу вновь пытливые глаза учеников, доверчиво смотрящие на тебя, слышу знакомое «здравствуйте» - и уходят куда-то все мои вчерашние сомнения, кажутся мелкими все мои желания. И открывается Истина - ты этим живешь, без этого – нет смысла твоей жизни, это – навсегда.
Моя работа очень важна, и я горжусь своими учениками! В каждом из них заложен большой потенциал, который предстоит мне раскрыть. Я считаю себя счастливым человеком. Я — учитель! А это значит творчество и движение вперед! Когда профессия и призвание совпадают, человек счастлив сам и приносит счастье другим.
Я — учитель, и это моя судьба! Своё эссе я начала со стихов и закончить хочу тоже стихами Вероники Тушновой, которые мне очень близки:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости