Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Звучит «Танго смерти» (выход детей, поворот, на спине таблички «Дети и война»)
(Читают все слова дети, перестраиваясь по ходу мероприятия)
Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет.
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года.
Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!
(Звучит «Священная война»)
Утром 22 июня 41 года на одной из улиц города Бреста лежала убитая девочка с незаплетёнными косичками и её кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа? У любой матери? У любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи. Что помнят они? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
Тогда нам было 10 лет, мы помним ночь войны Ни огонька в окошках нет – они затемнены.
Кто прожил только 10 лет, запомнит навсегда, Как, потушив дрожащий свет, ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска, детей – в далекий тыл, И поезд ночью без гудка от станций отходил.
Тот не забудет никогда, хоть был он очень мал, Как дорога была вода, и не всегда была еда, И как отец его тогда за счастье воевал.
Юные безусые герои, юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем - все равно.
Вы сегодня с нами, в наших мыслях, в каждой песне,
В легком шуме листьев, тихо постучавшихся в окно.
Не щадя себя в огне войны, не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны были настоящими героями.
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны немецкие войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война.
Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а насмерть будут и совсем юные мальчишки и девчонки, на хрупкие плечи которых легла тяжесть невзгод военных лет. Но они выстояли.
(Звучит «Дети войны» Т. Гвердцители-перестроение)
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгораются в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими –отцами, братьями. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали теплые вещи, работали на заводах.
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла - И синее небо, и запах простого цветка? Пришли на заводы работать мальчишки Урала, Подставили ящики, чтобы достать до станка.
В инструментальном цехе Сибирского завода тяжелого машиностроения появился паренек Иван Шальков. Мастер, посмотрев на него, строго спросил: «Сколько тебе лет?». Мальчик шмыгнул носом, подтянулся и независимо ответил: «Скоро уже 15». «Как же ты работать будешь, ведь станок выше тебя?». «А я, дяденька, ящик подставлю». Так 12-летний Иван стал работать в бригаде токарей. Прошло немного времени, и он стал выполнять по две, а потом и по три нормы. За свои успехи он был награжден медалью «За трудовое отличие».
Война-не детское занятье. Но бывают обстоятельства сильнее людей. И взрослым приходилось посылать в разведку и выставлять на караул детей, вроде Люси Герасименко, которая сидела перед своим домом и заплетала косички: если плетёт правую косичку- всё спокойно, если левую- опасность. А если запела: «Баба сеяла горох»- значит: на улице фашисты и партизаны должны прятаться. А потом фашисты схватили её, замучили и убили.
Война вручила людям похоронки. Скрипела ось обугленной земли. Худющие мальчишки и девчонки, Мы помогали взрослым как могли. Мы ведрами домой таскали воду И на зиму кололи кучу дров. Работали — не через пень-колоду, А вкалывали так, что будь здоров. В ту пору было нам годков немного, Нам, допризывным гражданам страны. И матери на нас глядели строго, Латая наши драные штаны. Как беженцев обоз, тянулось время, Шум эшелонов замирал вдали, А нам хотелось, чтобы поскорее Отцы домой Победу принесли. Голодные, мечтали мы, бывало. Забившись в пыльный угол чердака, Что наедимся хлеба до отвала И что напьемся вдоволь молока!
(Звучит «Дети войны» Воинова –перестроение друг за другом, переворачивают таблички на спине впередистоящего)
Нам известны имена многих ребят, которые были героями. Эти ребята сделали всё для защиты своего народа, для победы.
Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер.
Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд Лёня Голиков. Тогда летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели склады с оружием. Был у него и свой боевой счет: 78 уничтоженных фашистов. 24 января 1943 года в бою под селом Острая Лука он погиб. Лёне Голикову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Когда в село Шепетовка ворвались фашисты, Валя Котики его друзья решили бороться с врагом. Они распространяли листовки, помогали добывать для партизан оружие, подрывали вражеские эшелоны, часто ходили в разведку. В феврале 1944 года партизаны захватили немецкий военный склад. Вале поручили охранять его. Неожиданно появилась группа фашистов. Завязался бой, в котором героически сражался и погиб Валя Котик.
Люсе Герасименко не было ещё одиннадцати лет, когда её родной Минск захватили немцы. С первых дней оккупации Люся стала помогать своему отцу- руководство подпольной организации. Она доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их на завод, где работал отец, пряча на дно кастрюльки, в которой носила ему обед. Фашисты выследили семью Герасименко. Люсю и её маму схватили. Каждый день водили её на допрос, зверски избивали, пытали, мучали. Ни одного имени не назвала она; ни слова не сказала врагу. Фашисты расстреляли Люсю Герасименко.
Саня, Санька, Сан Саныч… Так называли его боевые друзья. А в указах о награждении звучало - Александр Александрович Колесников. Сане удавалось то, что оказывалось не под силу взрослым. Однажды разведчики получили задачу- взорвать мост. Двое суток они не могли подобраться к нему. Тогда Саня, прихватив взрывчатку, забрался в ящик под вагоном «товарняка» и, когда поезд приблизился к мосту, поджег бикфордов шнур. Он прыгнул в воду- и тут же раздался страшный взрыв. Фашисты схватили мальчика в воде. Его пытали, распяв на стене. Но разведчики отбили своего юного друга. После госпиталя Саша Колесников дошёл до самого Берлина.
Когда началась война, Марат Казей должен был пойти в 5 класс. За связь с партизанами фашисты схватили и повесили маму Марата, Анну Александровну. Узнав об этом, Марат ушёл в отряд. Он стал разведчиком в штабе партизан. Вместе с опытными подрывниками он минировал железные дороги. Участвовал в боях неизменно проявлял отвагу и бесстрашие. Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона.
Мужали дети на войне, не по годам взрослели рано.
Глазенки их в сто раз больней солдатам души жгли, чем – раны …
Коль воля мне была дана, тем детям, что войну видали,
Ну, может быть, не ордена, но «За отвагу» б дал медали!
Уходит отец в партизаны… прощаться с отцом нелегко.
И вслед, обливаясь слезами, бежит босоногий Сашко.
Нет детскому горю предела… Отец наклонился в седле:
«За стремя хвататься не дело. Ты лучше разведай в селе.
И вот тебе в руки граната- теперь ты готов ко всему.
И дай я тебя обниму…» Скрылись вдали партизаны.
Теперь и отец далеко. Спокойный, с сухими глазами
Стоит на дороге Сашко.
Сашко примечает: у хаты, где дворик, поросший травой.
Фашистские ходят солдаты, Фашистский стоит часовой.
Тут офицеры из штаба… в минуту Сашко на крыльце!
В сердце недетская храбрость, решимость на детском лице.
«Я видел : в лесу партизаны, я шёл по опушке вчера.
Я видел своими глазами: кто-то сидел у костра».
Медленно, длинно, подробно он продолжает рассказ…
«Довольно, — кричат ему злобно,— где партизаны сейчас?»
Мальчик стоит среди хаты, он всё хорошо рассчитал.
За пазухой холод гранаты- гладкий, холодный металл.
Быстро метнулась граната в тех шестерых у стола.
Быстро метнулась граната — к ним смерть, как расплата, пришла.
Сашко! Мальчуган босоногий! Не жить тебе в тихом селе.
Не бегать по тёплой дороге, спокойный лежишь ты и строгий,
Величье на детском челе…
Миша Куприн- юный герой из села, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы. Допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб и оставили там на четверо суток. Но Миша всё-таки нашёл выход.
Четвертые сутки, а выхода нет. И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в 14 лет вот так, вот со всем расставаться.
Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд на небо, на рощицы дальние!
- Идёмте! Я знаю тропинку в отряд, - решает разведчик израненный.
С врагами мальчишка один на один. Куда же ведешь ты их, Миша Куприн?
Ведет сквозь орешник и ельник. Знакомое место, сюда за клюквой ходили когда-то….
Ну, вот и пора! Прощайте! Держитесь, ребята!
С врагами мальчишка один на один, ну что ты задумал, Миша Куприн?
А Мишка стоял - поворот головы, в глазах промелькнула усмешка:
-Просили в отряд провести! Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!
Ликуют фашисты: мол, наша взяла, и рвутся сквозь частый кустарник.
Но что это? Поле. А там, у села виднеются их же казармы.
В глазах у мальчишки лазоревый свет…А было мальчишке 14 лет.
Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку вражеских расположений в тылу. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. Но в деревне её выдал предатель. Немцы схватили девочку, пытали, мучали. На одном из допросов, схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух гитлеровских офицеров, но бежать ей не удалось. На последнем допросе гестаповцы выкололи ей глаза, а затем зверски замучили.
Её допрашивал четвёртый день подряд
Фашистский офицер, увешанный крестами.
Ей руки за спиной выкручивал солдат,
Её хлестала плеть, её гноили в яме,
Угрюмый офицер сказал, что больше нет
Терпенья у него, что это лишь начало
Жестоких мук, каких не видел свет.
Но жёлтая, как воск, она молчала.
Родина посмертно присвоила ей звание Героя Советского Союза.
Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900- дневная оборона Ленинграда. Фашисты окружили город. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи могли подвезти продукты. В ноябре озеро замёрзло. Ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба и всё. К страшному слову «блокада» прибавилось слово « голод». Люди слабели, умирали. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. Жила она в большой семье. Вот страницы из её дневника:
«Женя умерла 28 декабря в 12.30ч. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Лёша- 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30ч утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её уже было невозможно.
«Ленинградские дети»,- когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые.
Я как рубеж запомню вечер: декабрь, безогненная мгла,
Я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, говорит,- менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит. Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам. Отдай. Ведь ты сама рожала...»
И я сказала: «Не отдам». И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай,- она просила,- ты сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу».
Как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке,
Две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести ее к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль - не думай!»
Тишина стояла над городом, да в порту зенитки очень громки.
Из детсада в чашечке фарфоровой мальчик нес сметану для сестренки.
Целых двести граммов! Это здорово, мама и ему даст половину.
А в дороге он ее не пробовал, даже варежку с руки не скинул.
Поскользнулся тут, в подъезде. Господи! Чашка оземь, сразу раскололась,
И сметаны он наелся досыта, ползая по каменному полу.
А потом заплакал вдруг и выбежал. Нет, домой нельзя ему вернуться!
...Мама и сестренка - обе выжили, и осталось голубое блюдце...
(Звучат аккорды-перестроение, как в начале)
15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»
Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.
Я видел седых детей…Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей, в болотах лесов белорусских…
Я видел седых детей.
Холодней дождевой воды спирт показался во фляге,
Когда привели седых детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик - пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце, комбриг не спросил «языка».
Сказал по-русски: «Взгляни». Сказал и посмотрел…
Седые дети, они знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины седые дети войны.
Что такое фашизм? Это когда на детей напускают собак-овчарок.
Что такое фашизм? Это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали до тех пор, пока ребенок не умирал. Детей гнали в концлагеря.
Во время второй мировой войны всего в мире погибло 13миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских, французских? Погибали дети-граждане Мира.
На земле самый лучший народ-дети. Как уберечь их, как сохранить их душу и жизнь?
Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками? И чтобы детство никогда больше не называлось войной.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо! — ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Они пали за мир, за жизнь, за нас! Почтим их память минутой молчанья.
(Звучит «Обелиск»-перестроение на песню)
Когда стою у вечного огня, я думаю о тех, кого нет с нами.
Они за всех - и за тебя, и за меня – когда-то жизни отдавали.
Здесь тихо, только ветерок играет пламенем огня.
Стою и чувствую, как боль сжимает сердце у меня.
Огонь священный, пред тобой мы низко головы склоняем,
И то, что здесь сраженья шли мы никогда не забываем.
(Исполняют песню «Птицы белые», в руках голуби)
Все: Вечная слава героям! Слава! Слава! Слава!
(Поворачиваются, на спине таблички «Мир и дети»)
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости