Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Текст экскурсии «Герои разных времен»
Слайд 1.
Здравствуйте, Вас приветствуют экскурсоводы музейной комнаты «Истоки» МБОУ СОШ № 3 станицы Павловской Колмычек Алексей и Пятина Алина.
Слайд 2.
Мы приглашаем вас на экскурсию по теме «Герои разных времен».
Слайд 3.
Я, Колмычек Алексей познакомлю Вас с экспозицией «Этих дней не смолкнет слава».
Тяжелым испытанием стала для советских людей Великая Отечественная война 1941-1945 годов. 22 июня, 9 мая, 2 сентября – эти даты глубоко врезались в память людей нашей страны. Всё дальше в глубь веков уходят события Великой Отечественной и Второй мировой войны. Но разве можно забыть тех, кто героически отстоял независимость нашей Родины
Нелегко досталась эта победа. Трудно найти в нашей стране семью, не пострадавшую от войны: кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата. Победа нам досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.
Слайд 4
Я предлагаю Вам обратить внимание на экспозицию «Этих дней не смолкнет слава». В ней представлены экспонаты, переданные в нашу музейную комнату родителем Карпенко Михаилом Владимировичем, который нашел снаряды, осколки от гранатомета на разъезде Очеретоватом , в горах Северного Кавказа и передал в дар школе.. Каску советского солдата, дамский пистолет, ствол ружья Мосина принесли учащиеся школы и их родители.
Слайд 5
Среди экспонатов нашего музея есть каска советского солдата.
Немецкие и советские солдаты вели огонь со всех сторон , и только каска защищала голову солдата.
В 1940 году была принята на вооружение в Советском Союзе каска нового образца — «Шлем стальной обработки 1940 г.», которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий. Внутри каски в нижней части по окружности заклепками крепится кожаная деталь, называемая тулейкой. Эта деталь прорезями разделяется на лепестки, которые в верхней части соединяются шнурком. Это устройство обеспечивало равную посадку шлема на голове, исключая контакт головы с металлом и играло роль амортизаторов, смягчая удары от пуль или осколков мин.
Шлем изготавливали из стали, вес его составлял 1 килограмм 250 грамм, толщина стенок 1, 9 мм. Каска была очень неудобной: тяжёлая, не защищала голову, так как во время ходьбы съезжала на глаза, крепление под подбородком было некрепким. Но, несмотря на неудобства советской каски, силуэт русского солдата в каске стал символом воина-победителя на долгие годы.
Слайд 6
А сейчас обратите внимание на фляжки. Только представьте себе сколько им лет, сколько рук держали их и сколько солдат утолили жажду из них. Как правило фляжки были металлические с навинчивающейся пробкой. Именно в годы Великой Отечественной войны каждому солдату по уставу полагалось носить фляжку. В те годы она была литровая.
Слайд 7
А вот перед вами ствол винтовки Мосина
Длина винтовки 1м 730 см. Эта винтовка оказалась лучшим образцом многозарядного оружия. Она безотказно служила русскому солдату в русско – японской и первой мировой войнах. Винтовка Мосина состояла на вооружении Красной Армии в суровые годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Использовалась винтовка Мосина в начальный период Великой Отечественной войны. Но винтовка была неудобна тем, что длинная была.
Слайд 8
Обратите внимание на снаряды
В большом количестве до сих пор на полях былых боев, попадаются минометные мины и снаряды времен ВОВ. В минувшую войну применялись осколочные, фугасные и осколочно-фугасные мины. Все эти разновидности мин по внешним признакам ничем не отличаются друг от друга. Мина состоит из корпуса и разрывного заряда. Она очень чувствительна к удару по взрывателю и стабилизатору.
Слайд 9
Следующий экспонат - солдатское письмо. Такие письма воины посылали домой с фронта и назывались они «секретки» .
Солдаты могли отправлять письма без марки, без конверта. Достаточно было свернуть листок с письмом особым способом - треугольником, так чтобы лист не развернулся. Такое письмо можно было не заклеивать. Для работников почты это был знак, что письмо посылает солдат. И оно обязательно доходило.
Слайд 10
В течение нескольких лет мы собирали информацию о наших учителях, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Их имена вошли в школьную Книгу Памяти.
Матвиенко Михаил Васильевич- директор нашей школы, учитель истории, именно он отдал много сил тому, чтобы мы занимались в новом здании школы. В 1943 году воевал на Кубани. Участвовал в штурме г. Новороссийска, был ранен, а в октябре уже участвовал в боях по освобождению Кубани.
В 1944 году воевал в Белоруссии. За участие в боях за Белоруссию был награжден медалью «За отвагу». В конце 1944 года участвовал в боях в Восточной Пруссии.
Награжден медалями: «За взятие Берлина», «За освобождение Кубани», «За Победу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кинензберга», и орденом Отечественной войны II степени.
Белай Надежда Федоровна- учитель русского языка и литературы, заместитель директора . Сотни детей выучила Надежда Федоровна в годы Великой Отечественной войны. Награждена юбилейными медалями.
Лось Олимпиада Федоровна- учитель начальных классов
С сентября 1941-го она стала заниматься с учениками младших классов, поскольку была смышлёной, эрудированной и хорошо закончила десятилетку.
Черногорова Наталья Владимировна -учитель истории . Будучи секретарем комсомольской организации в годы войны , с помощниками- комсомольцами агитировали молодых ребят на борьбу с врагом. Многие мальчишки, переодетые в военную форму, вступали в партизанские отряды. Получила награды:
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «60 лет Победы»
Медаль «50 лет Победы»
А сейчас, я предоставляю слово экскурсоводу Пятиной Алине.
Слайд 11
К сожалению, Великая Отечественная война не была последней войной ХХ века для нашей Родины. Острой болью звучат слова «горячие точки»-Афганистан, Чечня... и вновь гибли ребята.
В разделе «Афганистан в душе моей» нами собрана информация о воинах- интернационалистах, принимавших участие в Афганской войне- это ученики и родители учащихся нашей школы
Косенко Александр Леонидович
Локтев Владислав Анатольевич
Они предоставили для нашей музейной комнаты парадный китель, фуражку, ордена и медали, памятку солдата- интернационалиста, полевую форму.
Слайд 12
«Афганка» существует в зимнем или летнем варианте. Летняя «афганка» состоит из 3-х частей: куртка летняя (с застёгивающимися обшлагами), брюки и кепи. Обычная афганка имеет накладные карманы: по два кармана на рукавах, на груди и на талии, внутренний карман на куртке, внутренний карман на подстёжке и внутренний карман на куртке для пистолета.
Слайд 13
Обратите внимание на памятку солдата- интернационалиста.
Она включала в себя 14 пунктов как вести себя в республике Афганистан. Вот некоторые из них:
- Будь дружелюбным, проявляй уважение, такт при обращении с афганцами.
- Всегда проявляй доброжелательность, справедливость и благородство по отношению к трудящимся ДРА.
Слайд 14
В заключении хочу вам сказать, что мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны, тех, кто выполнял интернациональный долг в Афганистане. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям разных времен, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!
На этом наша экскурсия закончена. Я благодарю вас за внимание. И надеюсь, что наш рассказ был вам интересен и помог узнать больше о военном прошлом. Желаем вам удачи, успехов , мирного неба над головой и новых открытий на пути познания! Спасибо за внимание! До новых встреч!
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости