Маленькие герои большой войны. Урок в 7 классе

школа №3, улица Урицкого, 29, Пермский край, Очёр
1941  — 1945 г.
Мокрушина Ольга
17 мая 2017 года
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1424_0.ppt   Скачать: 1424_1.doc  

Пояснительная записка

Данный урок мужества был проведён в 7-а классе, посвящён детям войны. Мы часто говорим с детьми о героях войны, тружениках тыла, но за их спинами встаёт ещё одно поколении ветеранов Великой Отечественной, к сожалению, остающееся в тени, - дети военных лет. Автор считает, что в наше нелёгкое время, когда многие нравственные истины подвергаются переоценке в противостоянии добра и зла, любви и ненависти нашим ребятам так важно встретиться лицом к лицу со своими ровесниками из суровых военных лет, сравнить их с собой, что-то почувствовать, а возможно, и изменить внутри себя. Сегодняшним 13-14 летним подросткам «подсаженным» на рекламу и компьютерные игры часто не известна жизнь их сверстников времён войны – нужен прорыв. Это и явилось определяющим фактором в решении провести данный урок мужества.

Данный урок подготовлен учителем вместе с учениками. Предварительно было проведено анкетирование семиклассников на тему: «Что для меня является праздником?» Также была организована встреча с детьми военного времени в краеведческом музее.

После встречи с ветеранами (детьми войны) у детей возникло желание побольше узнать о деятельности детей в годы войны в Очёрском районе. Класс был разделён на несколько инициативных групп, которые работали с архивными материалами, обрабатывали результаты анкет, готовили презентацию к классному часу. Форма проведения урока – круглый стол. В урок включены разные формы и методы: беседа, сообщение, выразительное чтение стихов наизусть, обсуждение, рефлексия деятельности.

Данный урок мужества стал отправной точкой для написания коллективной краеведческой исследовательской работы. Заинтересовавшись темой, дети расспросили своих близких. Они посмотрели иными глазами на своих родных, прониклись уважением к их трудной судьбе, стали добрее, внимательнее, милосерднее.

Урок на данную тему может быть использован другими учителями с привлечением местного материала.

Урок мужества.

Маленькие герои большой войны.

Цель : привлечь внимание современных школьников к судьбам их сверстников военного времени, научить сопереживать, внимательно относиться к людям старшего поколения; расширить представление о влиянии Великой Отечественной войны на судьбы людей.

Подготовительная работа : анкета на тему: «Что для меня является праздником?» , встреча с ветеранами(детьми войны) в краеведческом музее, работа с архивными материалами газеты «Сталинский ударник» 1941 -1945 годов.

Оборудование : проектор, ноутбук, макет земного шара.

Ход урока.

Перед проведением классного часа на доску прикреплены два слова: « война», «детство», столы расставлены полукругом, такая расстановка не случайна: должен произойти разговор «глаза в глаза».

  1. Беседа .

Учитель:

· Надо ли сегодня говорить о войне, когда вроде уже всё сказано и всё известно? (Послушаем мнение учеников)

Сегодня мы с вами будем говорить о войне, разговор наш будет не совсем обычный, героями нашего урока мужества будут совсем не заметные люди, которые не совершали подвигов, не стреляли из оружия, но приближали этот день вместе со всеми.

На доске вы видите два слова « Детство» - «Война»

· Какие у вас возникают ассоциации когда вы видите эти два слова рядом? (Война – это слёзы, боль, горе; детство – это радость, счастье. Эти два слова не могут быть рядом, а если они стоят рядом - значит говорят о трудном детстве)

· Какой мы можем сделать вывод? (Эти два слова несовместимы, и нужно сделать так, чтобы они никогда не были вместе)

· Назовите тему нашего классного часа? (Дети и война)

Я назвала наш сегодняшний классный час строчкой из стихотворения очёрского поэта В.Д.Шилова – « Детство, опалённое войной». Оказывается, что есть среди нас такие люди, детство которых пришлось на суровое военное время, многие из них во время войны были вашими ровесниками. Это незаметные герои – маленькие труженики, о которых часто никто даже и не вспоминает, но ведь они тоже приближали Победу, хотя и находились в глубоком тылу. Об этом очень хорошо сказала Э.М.Каменских, с которой некоторые из вас встречались в краеведческом музее, его сейчас вам прочитает Кристина Васёва.

Чтение наизусть стихотворения.

Была земля и жестокой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут в сердца не раз тебе и мне.

И пусть мы были маленькими очень,–

Мы тоже победили в той войне.

· Совсем недавно вы встречались с детьми военного времени, вспомните их имена?(В.С.Выголов, Э.М.Каменских,В.Д.Шилов)

· Что вас больше всего поразило в их рассказах? (Поразило то, как они голодно жили, какую тяжёлую работу выполняли. Удивило, что уставшие и голодные, они находили силы на игры и развлечения).

Некоторые ребята из нашего класса заинтересовались темой и подготовили сообщения о жизни детей в Очёрском районе а трудное военное время.

  1. Сообщения учеников.

1.Тимуровские отряды в действии :

Во время войны в Очёрском районе широкое распространение получило тимуровское движение

Обязательства тимуровцев: 1. Отличная учёба и дисциплина;

2. Сбор тёплых вещей для бойцов;

3. Помощь красноармейским семьям;

Тимуровцы включились в движение «Красной армии от детей», отправили на фронт 9 посылок. Собрано и сдано 927 килограммов лома. Ребята помладше собирают грибы, ягоды и лекарственные травы. Всё это в дальнейшем пойдёт на изготовление лекарственного сырья.

2. Сельские ребята – помощники взрослых.

Особенно трудно в военную пору было ребятишкам на селе, так как в колхозах остались одни женщины и старики, и непосильный тяжёлый физический труд лёг на плечи детей и подростков. Чего только не приходилось делать ребятам в это трудное военное время: возили навоз на поля, пололи зерновые и технические культуры, вязали снопы, пахали на лошадях, жали… Весна – лето. Возить на поле и вручную разбрасывать навоз. Пахать и боронить поле на лошадях. Косить траву на сено и на силос, на силос косили только болотные травы, в воде почти по колено. Убирать и смётывать сено. Жать вручную и вязать снопы за конной жаткой.

Осень – зима . Убирать вручную картошку и корнеплоды. Возить с полей снопы на ток на лошадях. Обмолачивать и веять зерно, веялки вращались вручную. Возить корм с лугов на фермы. Заготовлять дрова для ферм, школ, садиков.

Ребята не только работали в колхозе, но и старались поднять настроение своим уставшим матерям. Ученики 3 и 4 класса Налимовской школы организовали культбригаду и в обеденный перерыв посещали колхозников на полях. Бригада показала пьесу «Мародеры», пела песни, а физкультурники показали свои акробатические номера. Колхозники были очень довольны выступлениями ребят.

3 .Трудности и лишения в годы войны .

Не перечислить все трудности и лишения, которые пришлось перенести детям военного времени. Самым страшным испытанием был голод.

1ученик:

Чем питались в военные годы? Тем, что давала наша местная уральская природа. Весной собирали много-много пистиков. Сначала их промывали в решете на речке, затем сушили на солнце в русской печи, потом толкли и просеивали. В пистишную муку добавляли немного картофеля и пекли лепёшки. По такому же принципу готовили лепёшки из клеверных «шишек».

« Хлеба у нас не было и муки тоже. Только за работу на колхозных полях нам давали хлеб и мёд. Говорили: «Ешьте, сколько хотите». А много ли ребёнок съест хлеба с мёдом? Мой дед сеял лён у себя в огороде и выжимал масло из его сем«Питались мы тогда нездорово. Весной часто ели лепешки из перезимовавшей в поле картошки, пистики, пиканы, крапиву. Трудно было взрослым, и нам, детям войны. Хотя в школах пытались подкармливать нас, варили похлебку, гороховую кашу. Всю войну собирали из-под снега картошку, крапиву, ели и овес.

2 ученик:

Тяжёлым в военном детстве было и то, что приходилось работать на разных производствах, было очень трудно. Приведем отрывки из некоторых воспоминаний:

Бессонова (Кобелева) Александра Михайловна:

«На работу в артель «Работник» поступила в октябре 1941 года, учеником слесаря, но в учениках пришлось ходить недолго. Дали в руки молоток, зубило, показали, как что делать, научили сверлить на сверлильном станке, вот и всё моё ученичество. Старалась, как могла. Впоследствии приходилось выполнять и другие работы, малярить и на лесопилке работать, даже приходилось кузнецу помогать, быть молотобойцем. А одну зиму работали в лесу, на острове рубили сосны для изготовления санитарных носилок, для фронта. В основном работали подростки и женщины, а снегу было выше нас, приходилось вначале разгребать снег, пилили у самой земли. Некоторые сосны были очень толстые, что пилы не хватало. Спилим, отрубим сучья, погрузим на сани, и подростки возили через пруд на артельную лесопилку».

Бояршинов Владимир Константинович:

«Некоторые воспоминания из жизни учеников Очёрской средней школы №1 в 1941-1945 годах.

Занятия в школе были закончены. Мы, теперь уже школьники седьмого класса давно отдыхали на летних каникулах, когда внезапно 22 июня, без объявления войны, фашистская Германия напала на Советский Союз.

Все ученики старших классов, в том числе и мы, должны были работать на заводе или в колхозе, так как рабочих рук нигде не хватало. Моя сестра Тамара, ученица 8-го класса, поступила на завод ученицей фрезеровщика и, получив разряд, для облегчения положения семьи, вынуждена была пропустить один год учёбы, хотя и была круглой отличницей. Я же два месяца трудился на полях колхоза Семёновского сельсовета. В колхозе мы дёргали лён, убирали овощи, участвовали в обмолоте ржи, работали на веялке. Работа была непривычной и тяжёлой. Особенно трудно было в непогоду. Жили мы в деревенских избах, где после работы можно было высушить возле тёплой печи промокшую днём одежду и обувь.

Несмотря на трудности военного времени, учёба в школе шла своим чередом. Кроме обычных предметов, для учеников допризывного возраста, в число которых входили и мы, была введена военная подготовка. Нас подготавливали к солдатской службе.

3 ученик:

Тяжёлое было время . Одеть было совсем нечего . Во многих семьях была одна пара обуви на всех ребятишек. Из-за этого некоторые ребята вынуждены были бросить школу. В деревне летом носили лапти и домотканую одежду. Зимой – валенки. Они были необыкновенной роскошью. Перешивали одежду из старых вещей. А.Ф.Сухарева вспоминает: «Носили то, что ткала мать сама, или выменивали на картошку в Очере какие-нибудь вещи. Ходили в лаптях, а чтобы пойти на танцы, шили себе тапочки из холста и красили их сажей. Тапочек таких хватало только на один день, после возвращения с танцев их приходилось выбрасывать, так как они были прорваны насквозь».

4 ученик:

Праздники и радости военного детства.

Ребята не только трудились и переносили тяготы и лишения, но были у них и свои маленькие праздники и радости.

Помните, мы провели в классе анкетирование и выяснили, что же для вас является праздниками, ребята нашли материалы о праздниках и радостях в жизни детей военного времени и составили сопоставительную таблицу, обратите внимание на доску

Радости и праздники у современных детей совсем другие, у них другие игры, интересы, увлечения. Нет радости от чтения книг, от тёплой печки, которая согревает в голод и холод.

Праздники детей военного времени

Праздники современных детей

· Мальчики играют в «войну», ребята играют в «шар-бабу»

· Девочки играют в тряпичные куклы, сшитые из кусков ткани; стряпают шаньги из красной глины;

· чтение хороших книжек;

· елка на Новый год;

· катание на лыжах;

· рыбная ловля;

· походы в кино;

· когда мама рядом;

· когда вся семья вместе;

· песни, пляски, художественная

самодеятельность

· Получение подарков;

· начало каникул;

· есть друзья;

· хорошие оценки;

· когда звучит музыка;

· Новый год;

· День рождения;

· победа в различных конкурсах, спортивных соревнованиях;

· когда вся семья в сборе ;

· покупка компьютера, телефона, модных вещей;

· узнавать что-то новое и познавательное.

Некоторые праздники и радости у современных детей и детей военного времени оказались одинаковыми.

Учитель: После встречи с нами в музее В.С. Выголов, бывший в войну ребёнком написал стихотворение и подарил нам с вами на память.

Чтение наизусть ученицей стихотворения.

Дети войны

Нам снятся порою тревожные сны

Познавшего жизнь человека.

Живые свидетели – дети войны

Прошли испытание века.

Нам лапти знакомы, на лямках штаны ,

Жестокое хмурое небо.

И помнят, бесспорно, все дети войны

Вкус радости, счастья, вкус хлеба .

Как лето любили мы, все пацаны:

Тепло и неголодно было.

И выжили многие дети войны.

Спасибо, природа кормила.

Мы знали, быть к бою готовы должны.

И в цель из рогатки стреляли.

Ведь шустрыми были все дети войны,

А трудности нас закаляли.

С тех пор близки к сердцу проблемы страны,

Мы в жизни активными стали.

Не стыдно сказать, что мы дети войны.

Экзамен на прочность мы сдали .

В. С. Выголов

III. Рефлексивный этап урока.

Учитель: У меня в руках макет земного шара я предлагаю передавать его по кругу и делиться впечатлениями о нашем сегодняшнем разговоре.

Приведём примеры некоторых высказываний детей:

· Я считаю, что сегодня был очень важный классный час, мы должны рассказать об этом ребятам младших классов.

· Меня потрясли до глубины души рассказы о голоде и холоде

· Я бы никогда не смог в таких условиях учиться

· Меня удивило то, что у них многого не было, а они были очень дружными, поддерживали друг друга и умели радоваться.

· Меня заинтересовала тема, и мне захотелось узнать, а может быть кто-то из моих родственников тоже был ребёнком в годы войны и сможет рассказать о своём детстве.

· Тема сегодняшнего классного часа была очень интересной, трудно представить, что этим детям было столько же лет, сколько и нам.

· А у меня возникло желание написать стихи об этих маленьких незаметных героях.

Учитель: Я очень рада, что вы заинтересовались темой, считаю, что сегодня состоялся важный для всех нас разговор. Я думаю, что вы с другой стороны посмотрели на дедушек и бабушек, которые раньше вам казались неинтересными. Я согласна с вами, что у этого урока обязательно будет продолжение: вы соберёте материал для сочинений, а кто-то из вас сочинит стихи.

Мне бы хотелось закончить наш урок словами очёрского поэта В.Д.Шилова

Пускай никогда не будет войны,

Лихого, сиротского детства.

17.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016