Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Подготовил: педагог-организатор, руководитель школьного музея «Боевой славы» МОУ «СОШ г. Ермолино» Лукахина Снеголе Альгиманто
План подготовки мероприятия:
5.Сбор и изучение воспоминаний тех, кто детьми пережил и видел все ужасы войны.
6.Подборка музыкального сопровождения.
7.Подготовка презентации « Украденное детство».
8.Подготовка рисунков учащихся начальных классов на тему
« Пусть всегда будет солнце!».
Цель мероприятия: познакомить учащихся с событиями ВОВ, воспитание патриотизма, уважение к подвигу детей в пору военного лихолетья, гордости за свою страну.
Задачи:
- воспитание у учащихся чувства любви к Родине, к своей земле, родному краю;
- накопление знаний по истории своей Родине;
- накопление знаний по истории ВОВ.
Урок « Украденное детство» раскрывает тему военного детства, опираясь на факты, используя фотодокументы, воспоминания очевидцев.
Ход мероприятия.
Ведущий - руководитель музея.
9 мая мы будем отмечать 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта Победа досталась нам кровью, потом и слезами.
Кровью наших солдат, потом тех, кто днём и ночью стоял у фабричных и заводских станков, кто сеял и выращивал хлеб, выполняя наказ партии « Всё для фронта, всё для победы!».
Слезами матерей, вдов. Но среди этих слёз, есть и детские слёзы.
Дети войны.Эти два понятия несовместимы.Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной. И молодое поколение, должно помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать , через какие муки они прошли, делая всё для защиты своей Родины.
Рассказать о мужестве ровесников, о их нелёгкой участи, которая постигла этих ребят, значит отдать должное памяти своих героев.
И сегодня в нашем школьном музее мы проведём урок, который называется « Украденное детство»
Во ходу проведения открытого урока демонстрируется презентация « Украденное детство»
Открытый урок « Украденное детство».
Ведущий - руководитель музея. Слайды 1 -6
Война - всенародная беда. Войну начинают взрослые, а страдают все: старики, женщины, дети...
Война и дети... Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребёнок, когда воюют взрослые.
Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Дети рождаются для жизни, а война эту жизнь отнимает.
Дети войны - они были лишены самой радостной поры - детства.
Непосильный труд и болезни, голод и холод.
Детство опалённое войной - украденное детство !
Дети были маленькими солдатами большой войны, они были юными сынами полков, наравне со взрослыми стояли у станков.
Тысячи детей были заточены в концлагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, кто по одиночке. Над детьми глумились, проводили медицинские эксперименты. Брали кровь.
У них отнимали святое - родных, Родину, детство. Будущее.
Это невозможно забыть, невозможно простить.
Ведущий - ученица 10 кл. Валяева Анастасия
Что такое фашизм?
Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой и пулей, и голодом, и страхом.
Дети и фашизм - это два несовместимых понятия.
Страшное слово « Бабий Яр». « Бабий Яр» - это место под Киевом, где были расстреляны ни в чём не повинные люди, среди их было много детей. Дети не могли понять, за что их убивают, в чём их вина. За то, что ты другой национальности, за то , что ты родился не в Великой Германии. Почему твоя детская жизнь должна оборваться от пули немецкого палача.
Слайды « Бабий Яр».7 - 10
Стихотворение « Чулочки» читает ученица 4« А» кл. Козинская Яна.
Стихотворение читается под « Адажио» Вивальди. Слайд 11
« Их расстреляли на рассвете ,
Когда ещё белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный. Чистый и живой.
«Чулочки тоже снять мне дядя?»
Не осуждая. Не броня.
Смотрели прямо в душу глядя
Трёхлетней девочки глаза.
« Чулочки тоже!» - и смятеньем
На миг эссесовец объят
Рука сама собой с волненьем
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
И, кажется, он в землю врос.
Глаза, как у моей дочурке?
В смятенье сильном произнёс.
Охвачен он невольно дрожью.
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить её не сможет,
Но... Дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках..
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если дочка
Вот здесь , вот так твоя легла?
Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей...
Ты человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей?
Шагал эссесовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять.
И не забудутся поныне:
« Чулочки дядя тоже снять?».
Ведущий - ученица 10 кл. Валяева Анастасия. Слайд 12
Война стала общей биографией детей.
Судьба русского и польского ребёнка, белорусского и венгерского - они похожи. Война не выбирает национальность. Что может делать война - это уничтожать.
Ведущий - руководитель музея. Слайд 12- 15
Август 1942 года. По улицам Варшавы шёл пожилой человек. На руках он держал ребёнка, другого - за руку, а за детской ручонкой шла вереница детей.
Это шёл старый учитель, воспитатель Дома сирот, писатель Янош Корчак.
Вся жизнь этого человека была отдана детям. Для них он писал рассказы, повести. Но главной книгой его жизни, была книга
« Как любить детей», автором которой он был.
В оккупированной Польше, он и его воспитанники были узниками Варшавского гетто, в четырёхэтажном доме на Хлодной улице. Они были маленькими заключёнными этой страшной войны.
Старый учитель понимал, что ждёт его детей. Свободу этих детей жизнь вывернула на изнанку. Всё время он учил детей жить, а теперь, в гетто, он должен научить детей умирать. В гетто он вёл дневник, где описывал каждый день прожитый детьми в застенках гетто.
Дневник Януша Корчака будет найден после войны , он будет замурован в стену на чердаке Дома сирот.
Запись из дневника зачитывает ученица 10 кл. Татарченко Кристина
Из дневника:Слайд 17
« В июле мы с детьми занялись постановкой театром.
Мы решили ставить пьесу. Это занимало у нас много хлопот, но они отвлекали нас от происходящего за стенами Дома сирот.
Дети учили роли, придумывали костюмы, репетировали в пустом зале , найденном мной в пустующем гетто.
Кто ещё был жив и способен передвигаться, превозмогая голод, получили приглашение, в котором было сказано, что их ждёт « нечто большее, чем актёры - дети».
Когда начался спектакль, я смотрел на игру детей из дальнего угла длинного, плохо освещённого зала.
Я видел бледные лица детей, слышал их слабые голоса.
Жалость и боль разрывало мне сердце. Я плакал.
Пьеса, которую играли дети, была написана индийским писателем Рабинтронад Тагором.
В этой пьесе смерти - нет, а есть только переход в другую жизнь».
На этом запись в дневнике прерывается.
Последнюю запись старый учитель сделал за два дня до того, как повёл своих детей к поезду , идущему в Треблинку.
Запись его дневника кончается нотой горечи и надежды.
Надежды на то, что чудо случится. Но чуда не случилось»
Ведущий - ученица 10 кл Валяева анастасия Слайд 18 - 21
Летним днём он вёл своих воспитанников не на прогулку. Колонну с детьми сопровождали немецкие автоматчики. Учитель и двести детей шли на железнодорожный вокзал Варшавы. Их посадили в поезд идущей в концлагерь Треблинка. Что ждало его детей старый учитель понимал, понимали это и его воспитанники. Они шли за ним без слёз, как он им велел.
Вокзал. Товарный вагон. Треблинка. Печи крематория.
Потом при них кто - то скажет « Так умирают святые».
Старому учителю и его детям будут поставлены памятники. Это памятники скорби, печали, отчаяния.Слайд 22 - 23
.Пауза . Звук метронома.
Ведущий- руководитель музея. Слайд 24 - 31.
Это звуки блокадного Ленинграда. Блокадный Ленинград. Невская твердыня. Вся жизнь в блокадном Ленинграде проходила под звуки метронома. Под этот метроном читала свои стихи Ольга Берггольц, стихи горечи и надежды, надежды, что Ленинград выстоит, ленинградцы не сдадутся.
Вставка стихотворения Ольги Берггольц - читает ученица 10 кл Азарёнок Олеся. Стихотворение зачитывается под звук метронома.
« Был день как день,
ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова
Я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
Что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоём,
И тихо - тихо стало в Ленинграде,
Один стуча трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка
Вокруг её слепого огонька
Образовалось лунное колечко
Похожее на радугу слегка.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и живых».
Слайды Блокадного Ленинграда.
Ведущий - руководитель музея
« Дети блокадного Ленинграда» - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.
В блокадном Ленинграде оставалось 400 тысяч детей.
Маленькие ленинградцы сражались с голодом, холодом, смертью.
Голод - это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце - всё, что у тебя есть - голодает.
Слайд 32 - 33
Маленькие ленинградцы получали в день по карточке 125 граммов хлеба.
Блокадный хлеб, это хлеб был испечён из прогорклой муки с Бадаевских складов, в него замешивали бумажную целлюлозу, а иногда и дроблённые древесные опилки. Но и этот кусок хлеба был спасением от голода. Потому что - сначала голод, потом смерть.
Ведущий - ученица 10 кл валяева Анастасия
Слайд 35 - 40
Таня Савичева. Это маленькая жительница блокадного Ленинграда, которая вела дневник. Дневник хроники смерти, где под каждой своей буквой будет записан час и день смерти каждого родственника.
« Женя умерла 28 декабря в 12.30 1941 года».
« Бабушка 3 января в 3 часа 1942 года»
Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась. С ней была мама. Потом...
« Савичевы умерли все» - запись из дневника Тани.
Умирающую Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было нельзя. В рабочем посёлке Шатки,в Нижегородской области, на её могиле был установлен памятник.
Дневник Тани Савичевой стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе. Затем его поместили в Ленинградский музей блокады.
Ведущий - руководитель музея
Слайд 41
В нашем городе проживают те, кто детьми пережил блокаду.
Вот её воспоминания о тех суровых днях.
« Когда началась война, мне было 12 лет.
В сентябре город оказался в кольце. Ленинград постоянно подвергался налётам самолётов, артобстрелам. В городе не было света, тепла. Но самое страшное это голод. Голод нас преследовал повсюду.
27 января 1942 года умерла моя тётя, а 29 января не стало мамы.
Жить к себе меня забрала другая мамина сестра.
Что меня спасло, так это рыбий жир, который стоял у нас в пузырёчках в шкафу.
Мама, будучи ещё живой поила меня им по ложечке в день, сама не пила.
В августе 1942 года, под бомбёжками нас вывезли на большую землю. Перевезли нас на север, в Ханты - Мансийский район, определили в детский дом. Рядом была школа, я пошла учиться в 7 класс. А когда была снята блокад Ленинграда, я вновь вернулась в свой любимый город».
Слайд.
Ведущий - ученица 10 кл. Валяева Анастасия.
Слайд 42
11 апреля отмечается День освобождения узников концлагерей.
Дети - узники.
Нет, наверное, ничего страшнее этого слова. Издевательства, побои, нелёгких труд ложились на их плечи. Голод, антисанитария, - это учесть детей немецких лагерей.
Много лагерей было на территории Прибалтики, которая была оккупирована немцами.
Слайд 43
Саласпилс - лагерь смерти. Этот лагерь находился на территории Латвии. .Дети, начиная с грудного возраста, находились в состоянии животных.
Грязь, вшивость, взятие крови для немецких солдат, опыты - на это были обречены дети.
Стихотворение« Саласпилс» читает ученица 10 кл. Оськина Ирина.
Стихотворение зачитывается под музыку Вагнера « Танго смерти»
Слайд 43 - 48
«Саласпилс»
Владимир Бак
Шоссе Рига - Даугавпилс. На семнадцатом километре дорога сворачивает в лес.Она ведет на бывший полигон, где еще в царское время солдаты стреляли по фанерным мишеням.Во время немецко - фашистской оккупации здесь находился самый большой из 23 лагерей смерти, устроенных гитлеровцами в Латвии, концентрационный лагерь Саласпилс…-Что это, мама?-Молчи, сынок!-Кто это, мама?-Фашисты, сынок.-Что им нужно от нас?-Наше счастье, сынок,Нашу кровь, сынок,Нашу жизнь, сынок.-Что это, мама?Зачем разлучают нас?Где мы?- В концлагере.Хотят на колени поставить нас.Хотят, чтоб мы кланялись,ИМ кланялись!Хотят, чтоб забыл ты свой дом, свою мать.Душу мою, тело моё, сердце моё- сына отнять!-Что это, мама?- Труба Саласпилса.-Что это?- Дым из трубы.-Что же там делают?-Мыло, мальчишка,Мыло, сынок и ремни.-Мама, к нам доктор в барак приходил.Кровь у нас брал, как зовут, спросил.Дал мне таблетки, сказал, чтоб я съел их, мама,Плохо мне стало!Плохо мне, мама, мама!Где ты, мама? Мама откликнись…НОЧЬ.В детском бараке тяжкие стоны.Стонут дети во сне.В детском бараке последние шорохи,Тишина. Тихо. Дети уснули…Мама, мне больно!Внутри все горит!Будто костёр у меня внутри.Мама, мне больно!Откликнись, приди, мама! Родная!Сыро. Темно в детском бараке.Спят, тяжело вскрикивают во снеДети разных народов…
УТРО.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости