Урок мужества "Великая Победа"

МБОУ «Ляховская СОШ», Советская улица, Владимирская область, Меленковский район
1941  — 1945 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Посмотреть видео к истории
Скачать материалы к истории
Скачать: 1444_0.doc   Скачать: 1444_1.ppt   Скачать: 1444_2.ppt  

Пояснительная записка

Урок Мужества «Великая Победа» - это часть патриотического воспитания, которое явилось следствием празднования 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне.

В настоящее время необходимо и важно воспитывать в подрастающем поколении такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите её завоеваний – всё это является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе РФ «Об образовании».

В целях реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей «Урока Мужества» заключается в развитии духовно-нравственного отношения к прошлому, которое помогает делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства.

Урок Мужества «Великая Победа» приобщает учащихся к трудовому и ратному подвигу народа, учит на героических примерах жизни и деятельности наших великих дедов и прадедов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на её защиту.

Возраст обучающихся: 14-15 лет.

Цель: Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России и её граждан в судьбе мира.

Задачи:

  1. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества.
  2. Воспитание чувства любви к своей Родине, народу, истории.
  3. Воспитание уважения к подвигам героев.
  4. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
  5. Повышение интереса к историческому прошлому свое Родины.

Урок Мужества «Великая Победа» проведён с использованием ИКТ. Проведению урока предшествовала исследовательская работа, приглашение ветеранов, подготовка презентаций по собранному материалу по следующим темам:

  1. «Сталинградская битва»
  2. «Блокада Ленинграда»
  3. «Участник Сталинградской битвы – Ф.С. Герасимов»

Содержание данного урока позволяет расширить и углубить уже имеющиеся знания о событиях Великой Отечественной войны, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, газет, журналов, энциклопедий, знакомясь с биографическими сведениями участников военных действий, просмотре документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне, а также организуя собственно – поисковую исследовательскую работу и выполняя собственные презентации.

Необходимое материально – техническое обеспечение:

Компьютер, выставка книг о Великой Отечественной войне, выставка детских рисунков, плакаты о Великой Отечественной войне.

Перечень используемой литературы:

  1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. М., 2002.
  2. Лебедев Л.А.; Панова М.В. Музы вели бой. М., 1985.
  3. Люди бессмертного подвига. М.: Пл.т.1 1975.
  4. Люди бессмертного подвига. М.: Пл.т.2 1975.
  5. Патриотическое воспитание: системы работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. /Авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград., 2006.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Учитель : Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.

…Есть память, которой не будет конца –

Память, солдатская память,

Строгая доля мужчин…

К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин…,

Сегодня мы проводим «Урок Мужества», посвящённый 70-летней годовщине победы нашего народа в Великой Отечественной войне, войне с фашистской Германией.

(показ слайдов; приложение 1)

- Май 1945 года. Победа… И что же может быть проще, сильнее, человечнее этого слова? Победа… Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная, она пришла в образе солдатской матери, вдовы, склонённой под тяжестью горечи утрат. Радость вошла в дом за руку с печалью. И впервые за 1418 дней над Россией воцарилась тишина.

Победа. Народ ждал её четыре года. Он шёл к ней дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и недосыпал, тянулся из последних сил, но всё же выстоял и победил.

Но прежде были Брест и Смоленск, Орёл и Курск, Сталинград и Ленинградская блокада, миллионы наших погибших людей…

- Сегодня предлагаем вспомнить лишь некоторые страницы летописи мировой трагедии.

- Смотрите! Слушайте! Помните!

Чтец 1 : «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик,… - убивай…». Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими «идеями» были «окрылены» солдаты третьего рейха, такие получили инструкции, готовясь переступить священную границу нашей Родины. И они её переступили, перешли. На суше, на воде, в воздухе.

Чтец 2 : 22 июня 1941г. все радиостанции Советского Союза объявили о начале войны.

(показ слайдов; приложение 2)

Летом 1940г. был разработан план молниеносной войны против СССР под кодовым названием «Барбаросса». Немцы предполагали за 5-6 недель до наступления зимы, уничтожить основные силы Советского Союза и пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы. Так они планировали… А как закончили?

Чтец 3: Первое крупное поражение немцы понесли под Москвой в 1941 году, был сорван план молниеносной войны. В ходе зимних боёв враг был отброшен от Москвы на 100-250 км, непосредственная угроза столице миновала, и в дальнейшем немецкое командование больше не проводило наступательные операции на Московском направлении. Эта победа Красной Армии развеяла миф о непобедимости германской армии.

Чтец 4 : 19 ноября 1942г. – конец 1943г. – период окончательного перехода стратегической инициативы к СССР. И здесь мы вспоминаем знаменитую Сталинградскую битву – одну из героических страниц в истории нашего народа.

(презентация «Сталинградская битва»; приложение 3).

Чтец 5 : Участником Сталинградской битвы является наш земляк, уроженец деревни Паново Ф.С. Герасимов.

(презентация «Участник Сталинградской битвы – Ф.С. Герасимов» приложение 4).

Чтец 6: Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших…

(презентация «Блокада Ленинграда»; приложение 5).

Чтец 7 : Таня Савичева – девочка из блокадного Ленинграда. Долгое время её судьба была неизвестна. В начале считали, что Таня умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде и похоронена на Пискаревском кладбище. Восстановить истинную судьбу девочки помогли красные следопыты Горьковской области. В августе 1942 года 140 детей блокадного Ленинграда привезли в Шатковский район и разместили в школе Красный Бор. Среди них была Таня. Она приехала сюда совсем больная. Таня уже не могла ни ходить в школу, ни гулять. 1 июля 1944 года перестало биться сердце девочки. В мае 1972 года в Шатках на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.

- Нам было всё отпущено сверх меры –

Любовь и гнев, и мужество в бою

Теряли мы друзей, родных, но веры –

Не потеряли в Родину свою»!

Чтец 8 : В марте 1944 года советские войска вышли на границу, а в середине 1944 года Красная Армия перенесла боевые действия за границы СССР. Были освобождены Словакия и Югославия, территория Восточной Пруссии. В феврале 1945 года советскими войсками, после ожесточенных боёв, была освобождена столица Венгрии – Будапешт. А в конце апреля 1945 года начался штурм Берлина.

Чтец 9 : 2 мая 1945г. – знамя Победы взвилось над рейхстагом. Наши штурмовые отряды ворвались в последнее убежище врага – имперскую канцелярию. В саду канцелярии были обнаружены полуобгорелые трупы Геббельса и его жены. Перед смертью Геббельс уничтожил шесть собственных детей. После вспрыскивания морфия дети уснули, а жена Геббельса сама разжимала усыплённым детям, клала ампулу с ядом на зубы и сдавливала челюсти.

4 мая – в этом саду были обнаружены трупы Гитлера и Евы Браун.

8 мая была подписана капитуляция фашистской Германии. Гитлеровская военная машина разрушилась. Третий рейх пал. Великая Отечественная война Советского Союза победоносно завершилась.

Учитель : Говорят, что когда «уходит жизнь – приходит память, и память продолжает жить». Есть такая традиция – проводить минуту молчания в память о погибших. Минута памяти, когда мы не просто молчим, а думаем, думаем… Давайте и сейчас помолчим и подумаем. Прошу всех встать. Объявляется минута молчания.

Прошу всех сесть.

В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, за всё что мы имеем – жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто погибал. И с чувством глубокой благодарности, мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасшим мир!

Чтец 10 : Дорогие наши ветераны. Молодыми вы ушли на фронт. Страна доверила вам свою судьбу, вручила оружие, и вы, не щадя своей жизни, боролись за наш мирный день и победили!

- Носите ордена и в праздники и в будни

На строгих кителях и модных пиджаках.

Носите ордена, чтоб видели все люди

Вас, вынесших войну на собственных плечах

- Низкий Вам поклон!

- С праздником Великой Победы!

(показ слайдов; приложение 6)

Учитель: Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней.

Пусть будет вечно ясным небо,

И травы будут зеленей.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня

Салют победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня.

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым –

Все: Салют!

Учитель : А сейчас я предлагаю учащимся и ветеранам написать письмо будущим поколениям. В нём – слово, фраза, которые бы убедили потомков в том, что война – это самое страшное явление в мире, это смерть миллионов людей. Эти письма будут храниться в школьном музее. Их прочтут потомки на столетие со Дня Победы. И это будет обязательно в мирное время.

(учащиеся и ветераны пишут письма).

- На этом наш «Урок Мужества» подошёл к концу.

19.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016