Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Автор |
Хлыстова Наталья Львовна, учитель истории, обществознания, основ мировых религиозных культур, ГБОУ Гимназия №1619 имени М.И.Цветаевой город Москва |
Место проведения |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №1619 имени М.И.Цветаевой город Москва Школьный музей Боевой славы 25 танкового корпуса сайты http://co1619.mskobr.ru/shkol_nye_muzei/muzej_25-go_tankovogo_korpusa/ |
Класс - участник |
5 Г класс, корпус Москва |
технология |
педагогическая мастерская |
История как школьный предмет помогает развивать у учащихся интеллектуальные умения. Используя материалы экспозиции исторического музея, учитель может организовать работы учащихся так, как это делают профессиональные историки. Ребята могут непосредственно обратиться к источникам, проанализировать их, сравнить, самостоятельно сделать выводы.
Организуя работу на экспозиции музея, учитель должен учитывать возраст учащихся и уровень их подготовки. Важно выбрать для работы экспонаты, вызывающие интерес у ребят, определить количество экспонатов (важно подержать интерес к работе на занятии).
«Что это?»,- задают вопрос ребята и дальше учитель организует исследовательскую работу. У ребят возникла потребность узнать что – то новое, а у тех ребятам, кто знает больше, есть желание поделиться материалом с одноклассниками. Одним из вариантов работы является предварительная работа учащихся по подбору фактического и поэтического материала (с какими экспонатами учащиеся будут работать на занятии, учитель определяет заранее).
Урок был проведен в мае 2017 года для учащихся 5 Г класса. Ребята и ранее, учась в начальной школе, были в школьном музее. В этот раз, учитель, организуя занятие на экспозиции музея, ставил цель
Цель : воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям, событиям Великой Отечественной войны.
Задачи: продолжить знакомство учащихся с экспозицией школьного музея Боевой славы 25 танкового корпуса;
развитие восприятия музейных экспонатов, как источников о событиях прошлого;
развитие познавательных и эмоциональных способностей учащихся;
развитие монологической речи учащихся.
Ход занятия:
Звучит песня «Три танкиста».
Чему этот музей посвящён?
Затем один из учащихся читает эти стихи:
Есть музей технический, Есть биологический, Есть музей игрушек И лесных зверюшек. И музей одежды, Что носили прежде, Есть ещё и боевой, Весь пропитанный войной. Все они для нас важны, Все они для нас нужны!
Учитель: Зачем люди создают военные музеи?
Что такое экспозиция в музее?
Предположи, как экспонаты попадают в музей? 3 . Учитель: сейчас вы можете рассмотреть экспозицию музея и выбрать самый интересный, на ваш взгляд, экспонат. Свою точку зрения объясните. Вам даёт время 5 минут.
Учащимся даётся «Памятка «Как представить экспонат».
|
4.Учащиеся представляют одноклассникам выбранные ими предметы.
5. Учитель: не все экспонаты можно трогать руками. Это очень старые вещи, их хранят в особых условиях. Пусть они и дальше напоминают нам о событиях Великой Отечественной войны.
Но в нашем музее есть предметы, которые мы с вами подержим в руках, рассмотрим, их можно даже примерить!
Итак, задачи и загадки. О чём идёт речь?
Учащиеся дают ответы. Если учащиеся подготовили материал заранее, то представляют его. Иной вариант: учитель раздает учащимся информационные карточки.
Учитель: В оформлении нашего музея есть копия памятника, который находится в Берлине, в Трептовом парке.
Учитель предлагает прочитать вслух текст об истории подвига и стихотворение.
Вот что писал о событии, случившемся 30 апреля 1945 года во время взятия Берлина, маршал Чуйков: «За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принёс знамя полка к Ландвер-каналу. …Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов. …До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, — тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…» «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он». Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнем пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. …Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки… Масалов перекинулся через барьер канала… Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут.… Неужели напрасно рисковал Масалов?.. Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: «Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнем. Пулемет справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!…» Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Её мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась. Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед». |
Это было в мае, на рассвете. |
Говорят, что утром маршал Конев Скольким детям возвратили детство, Г. Рублев |
Учитель: Что из прочитанного рассказа, удивило вас? Почему люди помнят подвиг советского солдата?
Если у вас не будет возможности показать собеседнику фотографию памятника, опишите его словами. Какие строки стихотворения вы прочтетё вслух, рассказывая о памятнике.
В завершении занятия учащиеся слушают аудиозапись Минуты молчания, затем для всех, присутствующих в Музее, объявляется Минута молчания.
Учитель благодарит ребят за интерес, проявленный к теме занятия, за то как понимают значимость подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости