Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Классный час «О Жукове ведём рассказ…»
Цель – формирование у школьников чувства гражданско-патриотического сознания как важнейших нравственных и социальных ценностей на примере биографии, жизненного пути и профессиональной деятельности полководца Г.К. Жукова.
Задачи: создать условия для развития познавательной активности учащихся; способствовать развитию навыков работы с информацией в процессе чтения; развивать умение делать выводы из результатов исследовательской деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- формирование нравственных и социальных ценностей
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Стратегия «Зигзаг».
Цели использования стратегии
Этапы урока.
I. Группы и роли. Учащиеся должны сразу же разбиться на рабочие группы по жетончикам разных геометрических фигур. «Треугольники» садятся в первую группу; «кружочки» – во вторую ; «квадраты» – в третью, «ромбики» – в четвертую. В течение одной минуты придумать название для своей группы.
Далее – распределяют роли. Педагог выдает на каждую рабочую группу карточки с описанием ролей, и ребята в течение 3–5 минут должны выбрать ведущего, который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; дежурного – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей – он отвечает за творческий процесс, за создание текста; выступающего - он отвечает за презентацию конечного результата.
II. Актуализация.
Учитель читает стихотворение:
Просохнет кровь. Отступят злые беды.
Как лес, взлетят фанфары, золотясь.
По Лучшей Площади пройдет Парад Победы –
как в прежний раз. Как в незабвенный раз.
То будет день пасхальный, Красной Горки
иль Троицы… Поутру… По весне…
Как маршал Жуков, сам Святой Георгий
проскачет на танцующем коне.
И у Кремля заплещутся сирени,
смывая прах поверженных знамен.
А мы, - не плачь, - мы будем только тени,
из Смутных залетевшие времен…
Татьяна Глушкова
- в стихотворении спрятаны тема и цель классного часа
-учащиеся вспоминают сведения о Георгии Константиновиче Жукове
-учащиеся в группах составляют синквейн на тему «Г. Жуков».
III. Будущий текст. Педагог говорит ученикам о конечной цели занятия – создать небольшой текст о Г Жукове и представить классу.
IV. Перегруппировка.
В группах рассчитываются на 1,2,3,4.
- теперь каждая группа будет изучать свою часть темы: первые - «Детство Г. Жукова», вторые - «Любовь народа к Жукову», третьи - «Где Жуков, там и Победа», четвёртые - «Г. Жуков на Урале», с которым потом, вернувшись, они познакомят свою первоначальную группу.
Учитель просит детей помнить о том, что им, прежде всего, нужно сосредоточиться на той информации, которая понадобится их «родной» группе, когда они будут создавать окончательный текст.
V. Работа с текстом. Учащиеся самостоятельно читают текст и выписывают наиболее значимые мысли, факты, идеи. Спустя 5–7 минут эта работа прекращается, и каждая экспертная группа в свободном режиме формулирует вопросы к тексту. Варианты возможных вопросов учитель выдаёт каждой экспертной группе:
Варианты возможных вопросов |
простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?); · уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?); · интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?). · оценочные (В чем отличие…? В чем сильные и слабые стороны…?) · творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если… ?) · практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни …?). |
Итак, поработав около десяти минут в экспертных группах, ученики выделили в текстах самое главное, записали это и – в совместной работе – сформулировали 2–3 вопроса, направленных на лучшее усвоение материала.
VI. Возвращение. Учащиеся возвращаются в «родные» группы.
Сначала каждый эксперт расскажет об основных мыслях, сведениях, которые он получил из текстов. После этого он задаёт 2–3 вопроса, на которые остальные должны будут ответить, чтобы показать, что они усвоили материал из его рассказа. Ответственный за творческий процесс в это время может делать какие-то записи, чтобы лучше представить будущий текст».
VII. Свой текст. Начинается процесс создания общего текста. В написании участвуют все. Дежурный записывает текст, генератор идей – придумывает ведущий – организует обсуждение и формулирование, а докладчик готовится к выступлению. Все члены группы содействуют написанию текста своими идеями и предложениями.
На составление текста уходит примерно 10–15 минут. Еще около двух минут готовятся докладчики.
VIII. Презентация. Докладчики от каждой группы представляют свои тексты. Другие ученики и учитель задают уточняющие вопросы. Коллективное заполнение сводной таблицы на интерактивной или обычной доске.
Человек |
Солдат |
Командир |
|
|
|
|
|
|
IX. Заключительный этап. На этом этапе педагог может обсудить с учащимися наиболее спорные и неоднозначные моменты изучаемого материала, предложить задания, связанные с дальнейшим развитием вопроса, исследованием дополнительных источников.
X. Самооценка. Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.
Затем каждый ученик заполняет таблицу самооценки.
ФИ ученика |
||
Баллы |
Рубрики самооценки |
|
3,5 балла |
Я умею формулировать оценочные вопросы. Они помогают сравнить разные явления между собой. |
|
3 балла |
Я умею формулировать практические вопросы. Они помогают найти пользу в применении знаний. |
|
2,5 балла |
Я умею формулировать творческие вопросы. Они помогают взглянуть на ситуацию новым взглядом. |
|
2 балла |
Я умею формулировать объясняющие вопросы. Они помогают найти причины явлений. |
|
1,5 балла |
Я умею задавать уточняющие вопросы, чтобы собеседник могу уточнить свою мысль, добавляя новые детали. |
|
1 балл |
Я обычно формулирую только простые вопросы – когда мне что-то непонятно, либо неизвестно. |
|
0 баллов |
Я задаю вопросы редко, от случая к случаю. Не различаю вопросы между собой |
|
Затем учащиеся могут заполнить таблицу взаимооценки.
ФИ ученика |
||
Баллы |
Рубрики взаимооценки. |
|
3,5 балла |
Умеет формулировать оценочные вопросы. |
|
3 балла |
Умеет формулировать практические вопросы. |
|
2,5 балла |
Умеет формулировать творческие вопросы. |
|
2 балла |
Умеет формулировать объясняющие вопросы. |
|
1,5 балла |
Умеет задавать уточняющие вопросы, чтобы собеседник могу уточнить свою мысль, добавляя новые детали. |
|
1 балл |
Формулирует только простые вопросы. |
|
0 баллов |
Задаёт вопросы редко, от случая к случаю. |
|
Текст для группы «Детство Г. Жукова»
Будущий герой с детства воспитывал свою волю и характер. Жизнь не была легкой. Деревня жила, как и многие другие русские деревни. Бедность. Земля рожала плохо. Отец зарабатывал на жизнь семьи в городе – сапожником. Мать тяжело поднимала семью, зарабатывала, где могла. «Я думаю, - пишет на склоне лет Г. К. Жуков, - нищие собирали больше, чем она тогда зарабатывала». Еще он пишет: «Спасибо соседям, они нас иногда выручали то щами, то кашей». Мальчик рос любознательный.
Текст для группы «Любовь народа к Г. К. Жукову»
Фронтовой шофер М. Бучин вспоминает: «Бесстрашным был человеком наш маршал. В 41 году ехали мы с ним по неразминированным полям. Страшно… Я весь взмок. Смотрю, а он глаза прикрыл, будто спит. Мы и под артобстрел попадали. Едем по Ладожскому озеру – кругом воронки от бомб, на каждом шагу смерть, а он только по плечу меня похлопает: ничего, давай дальше.
На передовой в траншеи идет, мост разрушенный на пути – сам со мной его ремонтирует. И меня жалел. Я худой был, маленький. Он всегда спросит, ел ли я. И про родных интересовался.»
Текст для группы «Где Жуков, там и Победа»
Под чутким руководством Генерала Жукова советские войска наголову разбили танковую, моторизованную и пехотную немецкие дивизии по Ельней. Вскоре после этой операции Георгий Константинович был назначен командующим Ленинградского фронта. Уже 10 сентября его фронт прибыл в Ленинград, к тому времени немцы заблокировали северную столицу России. Вскоре Георгия Константиновича назначили командующим Западного фронта. Пред ним стояла задача создать прочную оборону и тем самым остановить противника на подступах к Москве. С этой задачей Генерал Жуков справился удачно. Скоро Георгию Константиновичу поручили разработку операции войск Калининского и Западного фронтов. Не случайно «за успешное общее руководство контрнаступлением в районе Сталинграда» генерал Жуков был отмечен орденом Суворова 1-й степени за № 1.
Текст для группы «Г. К. Жуков на Урале»
«Г. Жуков на Урале»
Отрывок из статьи «Альфа в гостях у Жукова» «Областной газеты».
И вдруг произошёл случай, который остался в памяти на всю жизнь. В доме появился мужик, про которых на Руси говорили: «Ладно скроен и просто сшит». Первым его вопросом был: «Здесь живёт Яков Семёнович Земляченко»? Получив утвердительный ответ незнакомец представился: «Я егерь Калинин. Приехал к вам по просьбе Георгия Константиновича Жукова. Он наслышан, что вы заядлый охотник, и у вас отличная собака.
Потом слово взял сам Егерь Калинин. Он говорил от имени Жукова самые хвалебные слова в адрес нашей Альфы.
А вечером мы, затаив дыхание, слушали на кухне рассказы про удачи и неудачи на охотничьих тропах, маршруты которых были на Омутинку, на Берёзовую гору, за Глубоченский пруд, на Азов-гору, на ближние степи (на Лавровку).
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости