Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Задачи урока:
Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
Воспитывать чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны.
Цель:
1. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России и её граждан в судьбе мира.
2. Проанализировать жизнь детей во время Великой Отечественной войны на основе рассказов участников исторических событий.
3. Воспитание уважения к подвигам героев.
Более семидесяти лет назад завершилась победой нашего народа страшная война, унесшая миллионы жизней. Для горькой памяти нет сроков. Меняется многое: государства, границы, люди, оценки прошлому. Не меняется память, все еще живы в воспоминаниях немногочисленных уже фронтовиков их боевые товарищи, павшие смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. Еще хранят седые вдовы старые фотографии и письма, бережно перелистывают в памяти недолгие счастливые дни и плачут, узнавая во взрослых внуках черты давно погибших молодых мужей. И не гаснет пламя вечного огня, зажженного живыми в память о погибших.
Р. Рождественский сказал: «Вспомним всех поименно горем вспомним своим…Это нужно не мертвым! Это надо живым!»
Живя днем сегодняшним, мы не должны забывать, что есть прошлое, помнить в нем не только трагическое, но и героическое. Память не может быть жестокой, она должна быть заботой о будущем, чтобы, извлекая уроки, не повторить ошибок. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, какие даты первым делом приходят на память?
Да, 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.
Две страницы календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории человечества.
Они отмечены в календаре разными цветами: один - чёрный лист со штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта. Они так и называются:
22 июня 1941 года – День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашисткой Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945гг.
9 мая 1945 года - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Два дня календаря. А между ними сколько слёз, горя, поэтому мы должны помнить и 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.
От Москвы до Берлина - 2600 км.
Так мало, правда? Это если поездом, то менее двух суток, самолётом 3 часа.
Перебежками и по-пластунски на войне - 4 года.
4 года…1418 дней…34000 часов и 27 млн. погибших соотечественников.
27 млн. погибших за 1418 дней. Это значит:
19 тыс. убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек в минуту.
Это тоже мы должны помнить.
Условия работы школы во время Великой Отечественной войны
В еликая Отечественная война и важная, и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении - Каласевской школе.
Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей. Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Сороковые - роковые. Не забыть нам никогда эти годы. Золотыми страницам вписаны они в нашу Отечественную историю. Мы никогда не забудем подвиги наших отцов, дедов и прадедов.
Ваша молодость была не слишком длинной
Покрывалась ранней сединой.
Вашу молодость рвало на минах,
Заливало талою водой.
Ваша молодость неслась тараном
Сокрушить германский самолет,
Чтоб огонь ослабить ураганный-
Падала на вражий самолет.
Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб армия прошла…
Страшная, неистовая, злая-
Вот какая молодость была
Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 7 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку - это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Многие учащиеся не могли посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви. На 3-4 человека семьи были одни галоши, сапоги, валенки или лапти. Часто ученики сидели дома вместо нянек, тогда учителя к ним приходили домой для занятий. Дети в школу ходили полуголодные. Основным продуктом был картофель, а масло, яйца, мясо – все было для фронта. Ученики старались не огорчать учителей. Да иначе не могло быть. Трудно было школьникам и учителям морально. Начали приходить похоронки чуть ли не в каждый дом. Приходилось читать их, писать письма на фронт. Горе оплакивали вместе, не оставляли ни одну семью в беде. Школа отапливалась дровами, в каждом классе были печки. В классах было холодно. Дрова заготовляли учителя вместе с учениками, но их всегда недоставало. Привозили их на лошадях, пилили простой пилой, мальчики кололи и заносили их в школу к печам.
Из воспоминаний Тюриной Нины Степановны, 1934 года рождения,
« Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Работа была разной, но по-своему трудной. Трудились, и взрослые и дети с 7 -8 лет изо дня в день с утра до поздней ночи. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, давали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя»
Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствии с требованиями военного времени - учебный материал каждого урока связывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны.
Особое значение в годы войны придавалось преподаванию истории. Курс истории СССР, введенный в программу средней школы в 1943 году, рекомендовал учителю подробно ознакомить школьников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцами России, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы.
Особое внимание в системе образования обращалось на военное обучение школьников. В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебный план данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело. Особое внимание в данной программе уделялось физической подготовке учащихся. Упражнения носили преимущественно военно-прикладной характер: ходьба на значительные расстояния, походы, марши, бег на выносливость, прыжки, строевая, лыжная подготовка, военно-физкультурные игры.
(Слайд 4).
Население добровольно уходило на войну, в том числе и учителя. Среди учителей Каласевской школы был Исайкин Григорий Васильевич.Он работал в Каласевской средней школе, Ардатовского района, Республики Мордовия учителем мордовского языка и литературы.
Родился он 15 июня 1918 года в селе Каласево Козловского района Мордовской АССР. С 9 лет учился в начальной школе. Учебу закончил в 1931году. В 1932 году поступил в 5 класс Ардатовской школы молодежи. В Ардатове учился два года. После окончания 6 класса поступил на подготовительные курсы при Ардатовском педагогическом техникуме. В 1932 году поступил на первый курс Ардатовского педагогического техникума, который заканчил в 1936 году.
(Слайд 5).
Приказом Наркомпроса МАССР направился в Козловское РОНО. Его назначили учителем в 5-6 классы Каласевской семилетней школы, где проработал один год.
С августа 1938 года по1940 год он – учитель 5-7 классов Старо -Найманской семилетней школы Больше-Березниковского района. В 1938 году зарегистрировал брак с Гаврюшовой Елизаветой Захаровной. В Больших Березниках родилась дочь Раиса.
В 1940 году Исайкин Григорий Васильевич был призван Больше- Березниковским райвоенкоматом и зачислен курсантом Мелитопольского военно- авиационного училища летнабов и штурманов, которое он кончает в 1942 году. После ухода Григория Васильевича в армию семья переехала в село Каласево.
(Слайд 6).
С 1942 года по 1945 год Григорий Васильевич находился на фронте. За время пребывания на фронте на переднем крае борьбы немецко – фашистскими захватчиками. Это были самые тяжелые годы, годы лишения и горя, вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. За время пребывания на фронте он совершил 525 боевых вылета на бомбардировку войск противника. В рядах Советской авиации он служил штурманом экипажа, звена, а в последние годы службы – штурманом авиаэскадрильи.
(Слайд 7)
За образцовое выполнение боевых заданий Григорий Васильевич был награжден тремя орденами
Перечень наград
17.06.1943 г. - Орден Отечественной войны II степени
06.03.1944 г. - Орден Красного Знамени
31.01.1945 г. - Орден Отечественной войны I степени
(Слайд 8)
Орденом «Отечественной войны» второй степени.
№ записи: 17108598.
Приказ подразделения №: 20 от: 17.06.1943 г.
(Слайд 9)
(Слайд 10)
Краткое изложение боевого подвига
(Слайд 11)
Награжден орденом «Красного знамени». Дата подвига: 15.12.1943
№ записи: 30320999. Получил 06.03.1944 г. За годы Отечественной войны были произведены награждения 238 000 человек, причем подавляющее большинство в 1943 - 1944 гг.
Орденом Красного Знамени было награждено более трех тысяч частей, соединений и предприятий. Первым воинским соединением, получившим эту награду в Великой Отечественной войне, была 99-я стрелковая дивизия.
(Слайд 12)
(Слайд 13)
Краткое изложение боевого подвига
(Слайд 14)
Орденом «Отечественной войны» первой степени. Дата подвига: 11.12.1944-12.12.1944 гг. № записи: 43302092.
Получил 31.01.1945 г. Орден Отечественной войны — первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны.
Также это первый советский орден, имевший разделение на степени.
(Слайд 15)
(Слайд 16)
Краткое изложение боевого подвига
Учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года. В дальнейшем в описание ордена были внесены некоторые изменения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года, а в статут ордена — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 года.
В январе 1946 года он был демобилизован из армии в звании старшего лейтенанта. И всю свою силу и энергию направляет на воспитание молодого поколения. В 1949 году был назначен завучем, а затем директором Каласевской средней школы.
После окончания войны Григорий Васильевич продолжил учить детей, работал до пенсии в Каласевской школе. Сохранились воспоминания односельчан об этом учителе как о сердечном и добром человеке, способном понять ученика и принять его сторону. Проживал в селе Каласево до последних дней жизни
Исайкин Григорий Васильевич умер 4 августа 1980 года. Похоронен на кладбище села Каласево.
Из воспоминаний жительницы села Каласево Тремасовой Марии Николаевны, 1929 года рождения
Это было во время войны летом. Я была девчонкой. Работала в огороде. Огород – это было наше главное занятие, потому что взрослые работали в колхозе и все домашние дела лежали на плечах детей. Не помню, что делала, но раздался крик: «Самолет!»
Испугалась, ведь война. По вечерам мы занавешивали окна большими платками - маскировка. Рядом был Нижний Новгород (тогда город Горький). Все знали: там много военных заводов. Сельский совет предупреждал всех об этом. Я выбежала на улицу. Смотрю: все бегут по улице. Я тоже, боясь упустить что-то важное, побежала.
В пути мне объяснили, что на верхнем поле, которое находится за кладбищем, приземлился самолет.
Среди бегущих детей, подростков были и взрослые. Некоторые спешили на лошадях. Мы прошли кладбище, направились в сторону поля.
В поле виднелся самолет с красными звездами на крыльях. Мы направились в сторону самолета. Народу было довольно много. Кто-то сказал, что прилетел Исайкин Григорий Васильевич, который служит летчиком.
Вскоре нас догнали его мать и жена, которая вела за руку дочь Раю.
Дошли до самолета. Я впервые увидела самолет. До этого я его видела в газете на снимках, в книгах и в кино, которое однажды показывали в сельском клубе. Он показался мне огромным. На крыльях красные звезды. Военный в очень красивой, как мне тогда показалось, форме летчика.
Да, это был Исайкин Григорий Васильевич. К нему подошли его родственники, стали его обнимать, целовать. Он поднял на руки дочь. Мать от радости заплакала. Плакали все, кто был здесь. Каждый видел в нем своих, близких, воевавших на фронте. Почти все женщины плакали, гладя на матерей, заплакали и дети. А в это время народ прибывал и прибывал. Это сейчас телефоны. А тогда телефонов не было. Значит, эта весть передавалась из уст в уста. Односельчане, подходившие к самолету, здоровались с летчиком, обнимали его, хлопали по спине. Встреча была недолгой, вскоре он вылетел на фронт. По моим воспоминаниям он прилетал не один раз.
Из в оспоминаний жены Исайкиной Елизаветы Захаровны
Девятого мая 1945 года мы узнали о победе над фашисткой Германией! Как мы были рады! Казалось, что все наши беды и несчастья позади…
Я прожила трудную, но счастливую жизнь. Нашему поколению пришлось испытать и голод, и холод, тяготы войны и тяжелые послевоенные годы. Но всегда рядом со мной были муж и дети. От этого мне было легче.
Во время войны очень переживала за мужа, когда он был на фронте. Во время боя солдат мог прижаться к земле, он был в небе. В небе не спрячешься там уберечься от пули труднее. Мои переживания и страдания облегчали письма с фронта. Хорошо, что письма получала часто.
Во время войны муж приезжал в отпуск. Самолеты на фронт поступали из Казани, а части формировали в Алатыре. Командир Григория Васильевича, зная, что он из этих мест, посылал его сюда в командировку за самолетами. Давал два - три дня отпуска.
Как мы радовались встрече с мужем! Помню, даже подарки привозил. Но большим счастьем для нас было его возвращение с фронта живым.
Семья была большая! Сразу после возвращения Григорий Васильевич стал строить дом. Человеком он был мастеровым: умел делать все: стулья, столы. Тогда мебели в магазинах не было вообще. Так он и шкаф смастерил сам. Так и обставились. А после он помогал строить дом брату. Но главной для него была работа в школе. Он очень любил свою работу. В послевоенные годы не было книг, чтобы знать новинки литературы. Григорий Васильевич выписал журнал «Сятко». Ученики его любили и с нетерпением ждали его уроков. Они знали, что на уроке родной литературы услышали самое интересное из уст Григория Васильевича.
Как учитель был строг, не любил тратить время попусту. А как он читал! Как артист с чувством, выразительно. Когда он читал, в классе была тишина. В семье он был любящим отцом. Любил детей. Шестеро детей. Что только он с ним не делал: играл, ходил с ними на рыбалку, брал в лес по грибы и ягоды. Все помогали по хозяйству. В последние годы жизни часто болел, но всегда старался быть рядом, чтобы его близким было легче…
Заключение
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива. Как можно забыть наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом? Четыре военных года, по тяжести пережитого, не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
Мы сегодня живем в своей великой стране в мирное время. Над нами светлое небо, греет ласковое солнце. Поэтому мы не должны забывать тех, кто подарил нам все это, кто ценой своей жизни подарил нам мир. Вечная слава героям, воевавшим за нашу великую Родину!
(Слайд 17)
День Победы …слезы на глазах
Скажем ветеранам всем «Спасибо»
Вы бессмертны в помнящих сердцах
До тех пор, пока жива Россия!!!
Из воспоминаний Тюриной Нины Степановны, 1934 года рождения,
« Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Работа была разной, но по-своему трудной. Трудились, и взрослые и дети с 7 -8 лет изо дня в день с утра до поздней ночи. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, давали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя».
Из воспоминаний жительницы села Каласево Тремасовой Марии Николаевны, 1929 года рождения
Это было во время войны летом. Я была девчонкой. Работала в огороде. Огород – это было наше главное занятие, потому что взрослые работали в колхозе и все домашние дела лежали на плечах детей. Не помню, что делала, но раздался крик: «Самолет!»
Испугалась, ведь война. По вечерам мы занавешивали окна большими платками - маскировка. Рядом был Нижний Новгород (тогда город Горький). Все знали: там много военных заводов. Сельский совет предупреждал всех об этом. Я выбежала на улицу. Смотрю: все бегут по улице. Я тоже, боясь упустить что-то важное, побежала.
В пути мне объяснили, что на верхнем поле, которое находится за кладбищем, приземлился самолет.
Среди бегущих детей, подростков были и взрослые. Некоторые спешили на лошадях. Мы прошли кладбище, направились в сторону поля.
В поле виднелся самолет с красными звездами на крыльях. Мы направились в сторону самолета. Народу было довольно много. Кто-то сказал, что прилетел Исайкин Григорий Васильевич, который служит летчиком.
Вскоре нас догнали его мать и жена, которая вела за руку дочь Раю.
Дошли до самолета. Я впервые увидела самолет. До этого я его видела в газете на снимках, в книгах и в кино, которое однажды показывали в сельском клубе. Он показался мне огромным. На крыльях красные звезды. Военный в очень красивой, как мне тогда показалось, форме летчика.
Да, это был Исайкин Григорий Васильевич. К нему подошли его родственники, стали его обнимать, целовать. Он поднял на руки дочь. Мать от радости заплакала. Плакали все, кто был здесь. Каждый видел в нем своих, близких, воевавших на фронте. Почти все женщины плакали, гладя на матерей, заплакали и дети. А в это время народ прибывал и прибывал. Это сейчас телефоны. А тогда телефонов не было. Значит, эта весть передавалась из уст в уста. Односельчане, подходившие к самолету, здоровались с летчиком, обнимали его, хлопали по спине. Встреча была недолгой, вскоре он вылетел на фронт. По моим воспоминаниям он прилетал не один раз.
Из в оспоминаний жены Исайкиной Елизаветы Захаровны
Девятого мая 1945 года мы узнали о победе над фашисткой Германией! Как мы были рады! Казалось, что все наши беды и несчастья позади…
Я прожила трудную, но счастливую жизнь. Нашему поколению пришлось испытать и голод, и холод, тяготы войны и тяжелые послевоенные годы. Но всегда рядом со мной были муж и дети. От этого мне было легче.
Во время войны очень переживала за мужа, когда он был на фронте. Во время боя солдат мог прижаться к земле, он был в небе. В небе не спрячешься там уберечься от пули труднее. Мои переживания и страдания облегчали письма с фронта. Хорошо, что письма получала часто.
Во время войны муж приезжал в отпуск. Самолеты на фронт поступали из Казани, а части формировали в Алатыре. Командир Григория Васильевича, зная, что он из этих мест, посылал его сюда в командировку за самолетами. Давал два - три дня отпуска.
Как мы радовались встрече с мужем! Помню, даже подарки привозил. Но большим счастьем для нас было его возвращение с фронта живым.
Семья была большая! Сразу после возвращения Григорий Васильевич стал строить дом. Человеком он был мастеровым: умел делать все: стулья, столы. Тогда мебели в магазинах не было вообще. Так он и шкаф смастерил сам. Так и обставились. А после он помогал строить дом брату. Но главной для него была работа в школе. Он очень любил свою работу. В послевоенные годы не было книг, чтобы знать новинки литературы. Григорий Васильевич выписал журнал «Сятко». Ученики его любили и с нетерпением ждали его уроков. Они знали, что на уроке родной литературы услышали самое интересное из уст Григория Васильевича.
Как учитель был строг, не любил тратить время попусту. А как он читал! Как артист с чувством, выразительно. Когда он читал, в классе была тишина. В семье он был любящим отцом. Любил детей. Шестеро детей. Что только он с ним не делал: играл, ходил с ними на рыбалку, брал в лес по грибы и ягоды. Все помогали по хозяйству. В последние годы жизни часто болел, но всегда старался быть рядом, чтобы его близким было легче…
Война стала суровым испытанием.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости