Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Конспект патриотического урока памяти, посвященного Великой Отечественной войне.
Тема: Люди, прославившие наш Тракторозаводский район .
Цель: Формировать у учащихся ценностное отношение к истории своей малой Родины, на основе исследования исторического материала музея Лицея №3 и интервью с участником Великой Отечественной войны.
1 слайд:
Мы хотим вам представить презентацию, которая посвящена участникам Великой Отечественной Войны, о которых мало кто знает, но их небольшой вклад в историю стал, возможно, решающим в ходе этой кровопролитной войны.
2 слайд:
Человек умирает дважды. Первый раз, когда умирает физически, второй раз, когда уходит из памяти живых. Задача ныне живущих поколений людей - знать поименно всех, кто боролся за независимость нашей Родины в годы самой кровопролитной войны в истории нашего государства.
Каждого из ныне живущих в нашем городе, так или иначе, коснулась Великая Отечественная Война. Поэтому эта тема для жителей Волгограда наиболее актуальна, потому что мы все помним, чего стоила эта победа, и гордимся теми, кто ее добился.
3 слайд:
Наш Тракторозаводский Лицей № 3 не исключение. Поэтому в нашей работе мы ставили себе основными целями не только поиск и анализ исторических документов и материалов, но и привлечение своих сверстников к работе по данной теме, чтобы развить чувство гордости и патриотизма по отношению к своей стране, своему городу, своему району и своей школе.
4 слайд:
Мы хотим познакомить вас с судьбами людей, информацию о которых многие годы собирают и дополняют учителя и ученики нашего Лицея. Она содержится в музее, который посвящен событиям Великой Отечественной Войны, участниками которой стали учителя и учащиеся школы №3, от которой берет начало наш Лицей.
5 слайд:
В скорбном списке погибших во время войны десятки тысяч жителей нашего города. Наши земляки сражались на всех фронтах - от Баренцева до Черного моря, проявляя стойкость и героизм в боях с врагом…
Многие ученики и учителя школы №3 отдали свои жизни в этой кровавой войне В 1985г. на здании школы была открыта мемориальная доска с именами тех, кто погиб.
6 слайд:
Одним из этих героев стал директор школы №3 – Михаил Кириллович Удод.
С 15 августа 1941 года по 20 ноября 1941 года Михаил Кириллович Удод был бойцом в особом саперном батальоне № 7, но позже был освобожден от службы по болезни.
Когда 17 августа 1942 года началась Сталинградская битва, Михаил Кириллович после работы в школе готовил к боевой службе ополченцев - рабочих завода, жителей района. Учил их стрелять из винтовки, пользоваться гранатой.
Со дня осадного положения в городе Сталинграде М. К. Удод помимо своей основной работы являлся бойцом штаба МПВО района. Он оказывал большую практическую помощь в подготовке бойцов формирования на протяжении всего 1942 года.
Кроме того, М.К. Удод до введения осадного положения несколько раз проходил сборы с отрывом от производства при штабе МПВО района и за отличные показатели неоднократно получал благодарность от штаба. Как боец формирований он показывал образцы самоотверженной работы, выполняя особые задания руководства МПВО района.
7 слайд:
Являясь дежурным главного поста приема донесений, Удод М. К. сутками не покидал своего рабочего места, несмотря на усиленную бомбардировку и артиллерийско-минометный обстрел. Неоднократно он доставлял срочные сведения в штаб, являясь явочным связным, особенно после прекращения работы телефонной станции. После оставления района штабом МПВО его посылали в специальную разведку, где он выполнял все данные ему поручения.
8 слайд:
В нашем музее есть интересный экспонат – удостоверение разведчика– Михаила Кирилловича Удода. Его мы сейчас можем видеть на экране.
9 слайд:
Далее мы хотим вам поведать историю о самоотверженном поступке мальчика, который совершил свой подвиг на территории нашего района в годы Великой Отечественной Войны.
14 октября 1942 года на месте, где улица Ополченская смыкается с площадью Дзержинского, где приблизительно сейчас и находится школа№3, был совершен настоящий подвиг, подвиг 15 летнего мальчишки Вани Федорова.
10 слайд:
Вспоминает командующий 62 армии генерал Василий Иванович Чуйков:
«Оборонять площадь Дзержинского и быть готовой к борьбе даже в окружении, было поручено батарее лейтенанта Алексея Яковлевича Очкина». В распоряжении батареи 3 противотанковых орудия и 9 противотанковых ружей. В орудийном расчете на южной окраине я увидел курносого подвижного мальчонку лет 15-ти, подносчика снарядов, да ему было 15 лет. Звали его Федоров Иван, или как привычнее, Ваня Федоров. Сведений о нем немного, да ведь и жизнь трагически коротка»
11 слайд:
Свидетелем последних минут жизни Вани Федорова стал замполит Филимонов:
- Из укрытия Ваня закидывал автоматчиков гранатами, но танки так не отгонишь. И вот уже плетью повисла правая рука Вани, осколком раздробило левую руку. К орудию Вани ползло еще два танка. В мгновенье из ровика поднялся окровавленный мальчишка, руки перебиты, но есть зубы. В зубах граната. Он бросился под гусеницы танка – раздался взрыв.
1 июня 1978 года на здании школы № 3 была открыта мемориальная доска, посвященная Ване Федорову.
12 слайд:
Также особое внимание мы хотим обратить на первого директора уже Лицея №3 – Малахову В.И.
Во время войны Валентина Ивановна была семилетним ребенком, но хорошо помнит события тех лет.
В своем интервью для учеников лицея она рассказывает о первых днях войны, которые ей пришлось пережить. Вот отрывок из ее интервью:
13 слайд:
«Мы не эвакуировались до последнего. Отец просил не уезжать из Сталинграда. Мама тяжело болела. Не вставала. Но оставаться было уже нельзя. Пришел дядя Ваня (Зражевский Иван Павлович) и забрал нас: меня, маму и годовалую сестренку. Маму погрузили в грузовик, положив на перину. Приехали на завод. Добирались к переправе. И тут налетели немецкие бомбардировщики. Дядя Ваня вытащил нас из грузовика и спрятал около полуразрушенной стены. Немцы летали так низко, что я видела их лица. Было очень страшно. Когда обстрел закончился, нас погрузили в чудом уцелевший грузовик, и мы доехали до переправы. Здесь на берегу Волги было огромное количество людей: женщин, детей, раненных. Баржа, которая эвакуировала людей была полна до отказа. Места нам не хватило. Но дядя Ваня договорился, и нас погрузили в катер, который тянул баржу. Когда баржа была на середине реки, начался новый налет, баржу разбомбили, а катерок чудом уцелел. Так произошло еще одно чудо: мы доплыли до левого берега Волги. Нас поместили в воронку от снаряда, накрыли шинелью и сказали: «Ждите. Придут солдаты и заберут вас». Когда мама выздоровела, мы пешком дошли до Быково, где жила наша бабушка.»
14 слайд:
Война не обошла стороной и наши семьи. У нас была уникальная возможность пообщаться и взять интервью у участника Великой Отечественной Войны, который живет в нашем районе и является дедушкой участницы нашей работы – Арины Михальковой.
Нам хотелось бы особо отметить некоторые отрывки из нашего интервью с Фёдором Васильевичем Ерёменко :
15 слайд :
В семье нас было много, восемь братьев и две сестры. Старший брат, Иван, воевал на Волховском фронте под Ленинградом, где ему перебило руку. Следующим ушел Василий, оставляя с нами жену и трех детей. Ушел и больше не вернулся, так мы и не узнали, что с ним случилось, пришло извещение: пропал без вести. Почти в одно время с Васей ушли Алексей и Макар: три военных года проработали на Ижевском заводе, не раз спасавшем их жизнь, домой вернулись целыми. Степан тоже воевал, к стыду своему, уже и не припомню на каком фронте, помню только, что рука у него висела всю жизнь: осколок от снаряда попал. У сестры, Ани, призвали мужа, Андрея, в 44-ом вернулся без ноги. Затем ушел Петр, ох, Петя… Всего восемнадцать лет ему было, кровь молодая бурлила в жилах. Сгорел он в танке, героически погиб, наш молодой мальчишка.
16 слайд:
-Вам было страшно?
-Мы все были такими же людьми, как и вы сейчас, друг мой. Было бы вам страшно, стоя напротив фашистского танка с винтовкой в руках? Молчите?... Вот и нам было страшно, но куда было деваться? Меня призвали на Карельский фронт в 21 год, прямо из московского училища верховного совета. Все произошло так быстро, что я даже не успел попрощаться с семьей, только отправил телеграмму домой, в Опарино. Думал тогда, что мать будет плакать, и что даже фотографии семьи с собой не оказалось. Тогда для меня это было ужасным горем.
17 слайд:
-Победа подступила внезапно, помню, что мы тогда и не поверили сначала, что фашисты сдались. Но война еще не кончилась: тут и там взрывались снаряды, рвались мины: враг еще не отступил. Но осознание того, что мы победили, что осталось совсем немного, подстегнуло нас, с новыми силами мы бросились в бой.
18 слайд:
-Вам тяжело вспоминать военные годы?
-Время творит с человеком страшные вещи, мой друг. Сейчас все воспринимается легче, но иногда воспоминания накатывают с новой силой, и гул от разрывающихся снарядов стоит в ушах.
Безусловно, дедушка Арины - настоящий герой. Мы гордимся им и хотим, чтобы каждый ныне живущий в нашей стране точно также гордился и восхищался героями своей семьи, и главное, чтобы поводом для подвига как можно реже была бы война. Потому что светлое небо над нашими головами – самое ценное, чем мы можем дорожить!
19 слайд:
Вот те немногие герои, которыми гордится наш Лицей, наш район, наша Родина. Наша задача – сохранить память об этих необыкновенных людях, не дать умереть памяти о них никогда.
20 слайд:
Мы решили показать некоторые исторические документы для ознакомления наших учеников с реальными событиями Второй Мировой войны. Нам показалось, что это будет им интересно, так как они немного знают о событиях 70-летней давности, мы постарались подобрать материалы таким образом, чтобы не только донести все сложные исторические реалии тех лет, но и воздействовать эмоционально, стараясь сохранить верность и значимость этих документов.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости